Путин сделал Хиллари Клинтон интересное предложение

Президенту России обязательно ответят, но позже

Путин сказал — его не услышали. Многочисленные российские эксперты дружно оценили выступление Президента РФ на Валдайском дискуссионном клубе как «необычно откровенное и даже в чем-то сенсационное». Возможно, так оно и есть, не спорю. Обычно «старый разведчик» Путин не склонен придавать гласности деликатные детали своих переговоров с Обамой, Порошенко, Меркель и иными мировыми лидерами.

Президенту России обязательно ответят, но позже

А вот западные СМИ с тезисом о «сенсационности» валдайского выступления ВВП поспорить, похоже, готовы. Готовы и успешно это делают с помощью такого приема, как полный игнор и молчание.

Путина сложно назвать политиком, о котором не говорят на Западе. Но такое впечатление, что в Сочи глава РФ говорил в пустоту. Впрочем, не будем заранее огорчаться. «Пустота» Путину обязательно ответит. И произойдет это уже в горизонте нескольких месяцев — может быть, уже до конца года. И уж совершенно точно — в январе-феврале.

В ходе своей дискуссии с участниками Валдайского форума ВВП в числе прочего заявил: «По поводу так называемых фаворитов или не фаворитов в избирательной кампании в Соединенных Штатах... Мы не знаем, как поведет себя любой из кандидатов, который добьется победы. Мы не знаем, как поведет себя господин Трамп. Мы не знаем, как поведет себя госпожа Клинтон, если она будет избрана, что там будет исполнено, что не исполнено. Поэтому для нас это по большому счету безразлично».

Так ли уж безразлично, Владимир Владимирович? В силу лицемерных норм дипломатического политеса Президент РФ обязан произносить нечто подобное. Но все, включая в первую очередь самого Путина, прекрасно понимают, что это совсем не так. В Америке грядет смена политических эпох. И одной из тех областей, где эта смена будет ощущаться наиболее остро и выпукло, обязательно станут отношения между Москвой и Вашингтоном.

Недавно я прочитал великолепную книгу известного американского журналиста Марка Ландлера «Альтер эго: Хиллари Клинтон, Барак Обама и сумрачная схватка за американскую власть». В качестве корреспондента газеты «Нью-Йорк таймс» Марк Ландлер многие годы сопровождал Барака Обаму во время его зарубежных визитов и не раз слышал из уст президента следующую фразу: «Я могу уместить суть моей внешней политики в одной фразе: не делать глупостей» (в оригинале Обама использовал более крепкое сленговое выражение: «don't do stupid shit»).

А вот как, по словам Марка Ландлера, Обама объяснял, что стоит за этой его фразой: «Проблемы Америки вытекают не из того, что она делает слишком мало, а из того, что она делает слишком много. Причина этих проблем в перенапряжении сил, а не в бездеятельности. Самые величайшие катастрофы в истории страны были результатом безрассудных военных авантюр вроде Вьетнама или Ирака. Ключ к разумной внешней политике состоит в том, чтобы избегать впутывания в конфликты в местах, где непосредственно не затрагиваются американские национальные интересы, — например, в Сирии… или на Украине».

Как пишет в своей книге Марк Ландлер, внешнеполитическая философия Хиллари Клинтон прямо противоположна внешнеполитической философии Барака Обамы. Хиллари не считает, что Америка «надрывается, пытаясь сделать слишком много». Хиллари убеждена, что при Обаме Америка вела себя в международных делах чрезмерно пассивно. Убеждена — и собирается такое положение дел поменять.

Вы уже чувствуете, как отчетливо пахнет жареным? Нам-то казалось, что в последние три года Америка вела себя по отношению к России подчеркнуто агрессивно. Но, как выясняется, с точки зрения наиболее вероятного следующего президента США, давление на нашу страну должно быть увеличено — и увеличено в разы. Нынешнюю ситуацию в отношениях Москвы и Вашингтона, как мне кажется, можно сравнить с 1981 годом — моментом, когда сравнительно пассивного «антисоветчика» Джимми Картера на посту президента США сменил активный «ястреб» Рональд Рейган.

Как я уже недавно писал, в Кремле отчетливо понимают суть надвигающихся перемен. В последние месяцы президентского срока Обамы Москва осознанно пошла на обострение своих отношений с Западом. По мысли российских стратегов, у Хиллари к моменту ее вступления в должность не должно быть возможности еще больше поднять ставки в противостоянии с Москвой. Мол, если педаль газа и так до предела вжата в пол, у гонщика есть только одна возможность — нажать на тормоз.

Выступление Путина на Валдайском форуме было, как мне кажется, еще одной гранью описанной выше продуманной стратегии. Показав свою жесткость в делах — разрыв ядерной сделки с Америкой, наращивание российского участия в сирийской войне, — Путин теперь демонстрирует если не мягкость, то уж точно умеренность в словах. Будущему президенту США посылается, как мне кажется, примерно такой сигнал: мы понимаем, что вы нас не любите и никогда не полюбите. Но мы очень рассчитываем на ваш прагматизм. Вам решать, какими будут наши отношения. Мы готовы к любым вариантам.

И эта путинская готовность к любым вариантам носит отнюдь не только теоретический характер. На Валдайском форуме ВВП заявил о готовности России к расширению нормандского формата урегулирования на Украине за счет включения в этот формат США. На первый взгляд эта идея не сильно отличается от любезного предложения лисе добро пожаловать в курятник, где ее ждут не дождутся аппетитные петушки. Ясно, что при Клинтон Вашингтон будет занимать еще более радикальную прокиевскую позицию, чем он занимал при Обаме.

Но включение в формат означает еще и связывание договоренностями, достигнутыми в рамках этого формата. Путин хочет перенаправить деструктивную энергию Клинтон в позитивное русло, заставить ее играть роль не разрушителя, а созидателя. Не знаю, что в итоге выйдет из этой затеи. Но в данном случае игра явно стоит свеч — в отличие, кстати, от путинских заявлений на Валдае об «устарелости» НАТО.

Сами члены НАТО убеждены, что Альянс является вовсе не «рудиментом ушедшей эпохи», а организацией, которая очень нужна здесь и сейчас. И ничего Россия с этой убежденностью поделать не сможет. Мы уже сделали для НАТО все, что могли и чего явно не хотели: подарили альянсу новую-старую цель в жизни.

Однако не будем придираться к деталям. Главное то, что на Валдайском форуме Владимир Путин, по сути, сделал Хиллари Клинтон интересное предложение. И в этом плане отсутствие западной реакции на речь ВВП в Сочи может даже показаться вполне закономерным. Хиллари ведь пока еще не президент. Дать той или иной ответ Путину она может лишь позже — в момент, когда у нее уже будет хотя бы ранг избранного президента. Иными словами, давайте подождем, дамы и господа! Владимиру Владимировичу обязательно ответят. Осталось понять — что именно.

Читайте материал «Когда вас не будет»: Путину на «Валдае» задали нехороший вопрос»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27242 от 29 октября 2016

Заголовок в газете: Почему Путина не услышали

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру