Появление нардепа Верховной рады в самом сердце российской столицы стало неожиданностью даже для ее украинских соратников.
Перед отъездом Надежда оставила обращение в соцсети, где сообщила, что «может не вернуться живой». Но долг свой, который видит в том, чтобы поддержать морально соратников по борьбе, выполнит.
Что это — очередная безбашенная выходка народной героини, которая привыкла действовать по наплыву чувств, или просчитанный политический ход? Который, к слову, может обернуться для Савченко не очередным триумфом на родине, а ощутимыми потерями.
«Да как она смогла? Меня вот не пускают!» — такими постами пестрила с утра украинская сеть. Даже бывший адвокат Надежды Савченко, защищавший ее в ростовском суде, Марк Фейгин высказался неоднозначно: «Учитывая, что Надежду Савченко осудили в РФ помимо прочего и за незаконное пересечение границы РФ. Все это выглядит странно. Весьма». (Интервью Фейгина «МК» читайте здесь).
Нардеп действительно вела себя в суде довольно вызывающе. Хотя во время апелляционного процесса она спокойно сидела в первом ряду, после объявления 15-минутного перерыва встала напротив камеры трансляции и, вскинув руку вверх, произнесла: «Слава Украине! Героям слава!» После чего высказала слова поддержки подсудимым.
Кстати, уезжая в Москву, Надежда написала, что по себе знает, как важна поддержка в зале. И едет она, мол, для того, чтобы подсудимые Станислав Клых и Николай Карпюк, приговоренные к 20 и 22,5 года за убийства российских военнослужащих во время первой чеченской войны, услышали украинскую речь в суде.
Сами подсудимые при этом находились в Грозном и общались с судом по видеосвязи. Что уж они там увидели на экране телевизора — вопрос. Говорить с прессой депутат Верховной рады отказалась, пояснив, что приехала сюда только «ребят поддержать». Впрочем, украинским журналистам, которые задавали вопросы на мове, она что-то сказала про российское правосудие. Российским же СМИ комментировать что-либо не стала.
Однако известный адвокат, представляющий интересы подсудимых Илья Новиков пообщался с журналистами и рассказал, как Савченко попала на территорию России.
— Надежда сегодня утром прилетела из Минска в аэропорт «Шереметьево», — объяснил он.
По словам юриста, до того, как сесть в самолет, Надежда Савченко пыталась пересечь границу между Белоруссией и Россией на автомобиле. Однако на территории РФ их остановили сотрудники правоохранительных органов и не отпускали на протяжении 3 часов, после чего депутату Верховной рады пришлось вернуться в Минск и воспользоваться авиатранспортом. «В «Шереметьево» также ждали Надежду, однако через непродолжительное время дали добро на въезд на территорию России», — рассказал Илья Новиков. Дальше Надя в сопровождении небольшой охраны отправилась на Белорусский вокзал аэроэкспрессом, а оттуда уже — в суд. Кстати, поддержка Савченко Клыху и Карпюку не помогла. Верховный суд принял решение оставить приговор в силе.
Между тем на родине нардепа могут ждать неприятности. В Верховную раду уже поступило предложение лишить Савченко депутатского мандата. За что, правда, так до конца и не сформулировали. Но, как пояснил депутат Борислав Береза: «Савченко не должна была ехать в Москву. Кремль пускает украинцев только для своих игр. И если вас пустили — то будут использовать. В темную или в светлую, неважно, но использовать будут». Некоторые из украинских блогеров прямо заявляют, что Савченко поехала в Россию — «получать указания от ФСБ». Так что очередная проверка ее в СБУ по возвращении на родину гарантирована.
У многих возникает вопрос: зачем Надя это делает? Неужто и впрямь полагает, что ее поддержка сильно нужна Клыху и Карпюку, которые с ней не особо знакомы? Надежда как будто специально провоцирует российских правоохранителей и украинских патриотов на неадекватные действия. Но с российским законом быстро разобрались.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что юридически въезд в РФ для Савченко открыт.
Так что домой она вернется живой. Если она рассчитывала опять стать «жертвой» — пока не вышло. А вот дома ее могут ждать сюрпризы.
«МК» попросил экспертов прокомментировать ситуацию с визитом надежды Савченко.
Глеб Павловский, политолог:
- Надежда Савченко сейчас уже не солдат, а политик. Поэтому ее действия, даже совершенные абсолютно искренне и спонтанно, несут политический подтекст. Савченко — политик независимый, что очень редко в Киеве. И, конечно, ее бэкграунд бывшего солдата, бывшей заключенной в России, дает ей моральную опору для сохранения своей независимости. Это очень трудно в сегодняшней Украине, где все рассматривается с точки зрения «ты чей?».
Поэтому я думаю, что это, конечно, политический шаг. Причем в киевском контексте — это довольно сильный ход. Ведь она едет в Москву не гулять, а в суд — поддержать националистов. Я не думаю, что ее ждет какое-то наказание в буквальном смысле слова. Скорее, ей завидуют многие. У нее есть репутация, что в современном мире и в Восточной Европе — одно из редких явлений в политике. Не думаю, что она может всерьез пострадать.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- Не считаю, что ей что-то угрожает на Украине. Она сейчас выпала из серьезной конкуренции. Несколько месяцев ее поливали всякими помоями и спускали на нее собак, запретили выступать на телевидении, в результате ее рейтинг упал. Никакой угрозы она не представляет.
На самом деле ей захотелось о себе напомнить. Гадости будут продолжать говорить, но в этот раз кто-то будет вынужден сказать, что она поехала с благородной миссией вступиться за своих соотечественников и с попыткой их поддержать в Верховном суде.
Не думаю, что ее приезд — это событие. Скорее, это просто способ напомнить о себе и вернуться в высшую лигу, откуда ее выперли буквально два месяца назад. Я ей скорее сочувствую, нежели осуждаю. Она критикует Порошенко, «партию войны», я поддерживаю ее позицию.