Еще накануне все стороны предупреждали, что особого прорыва от встречи в Берлине не ждут, однако саммит необходим, чтобы подтвердить безальтернативность «нормандского формата» и попробовать перезапустить буксующий переговорный процесс. Хотя на уровне помощников весь год велась интенсивная работа, никакого прогресса в реализации «минских договоренностей» они не достигли, сетовал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Главная проблема заключается в том, что Москва и Киев по-разному трактуют текст соглашения, подписанного в белорусской столице в 2015 году. Для России ключевой является его политическая часть, связанная с изменением украинской Конституции и наделением особым статусом ДНР и ЛНР, тогда как Киев считает первоочередными статьи по безопасности. Без их выполнения Украина отказывается обсуждать автономию Донбасса и восстанавливать разорванные войной социально-экономический связи — в частности, выплачивать жителям юго-востока пособия и пенсии.
Дискуссии вокруг этих противоречий в Берлине продолжались более четырех часов с перерывом на небольшую «санитарную паузу».
Об их результатах первым сообщил журналистам Петр Порошенко: он раньше других покинул резиденцию федерального канцлера, поскольку не участвовал в последовавших за встречей «четверки» переговорах по Сирии. Украинский лидер в своем выступлении сделал акцент на двух вещах. Во-первых, по его словам, достигнута договоренность разработать «дорожную карту» реализации «минских договоренностей».
Во-вторых, Россия, Франция и Германия согласились с необходимостью ввести на Донбасс вооруженную миссию ОБСЕ, которая, по словам Порошенко, "будет обеспечивать безопасность как во время избирательного процесса, так и на переходный период".
То, что сторонам удалось договориться о разработке «дорожной карты», в первую очередь свидетельствует о готовности Кремля проявить гибкость и искать компромиссы. Ведь раньше в Москве однозначно заявляли, что текст «минских соглашений» является исчерпывающим, а мировое сообщество (прежде всего Франция, Германия и США) должно заставить украинские власти выполнить перечисленные в них пункты.
После встречи в Берлине эта риторика в целом не изменилась, но в ней появились важные нюансы. «Минские договоренности — это главная «дорожная карта», - заявил журналистам, комментируя итоги переговоров, Дмитрий Песков, - А любые другие бумаги, документы — это совместное понимание того, как их выполнять». Таким образом, Москва фактически согласилась с разработкой дополнительных решений, которые помогут если не ликвидировать, то хотя бы смягчить имеющиеся у России и Украины противоречия по урегулированию ситуации на Донбассе.
Ангела Меркель в свою очередь уточнила, что предварительный вариант «дорожной карты» к минским соглашениям уже рассматривался на переговорах «четверки» в Берлине. И, хотя в нем остается много несогласованностей, сам факт начала такой работы — это уже прогресс. При этом Меркель допустила, что вопросы безопасности на востоке Украины могут быть увязаны с политическим урегулированием.
Примечательно, что дальнейшей разработкой проекта «дорожной карты» по согласованию лидеров займутся уже не их помощники, а министры иностранных дел, которые имеют все полномочия для подготовки важных межправительственных документов. По словам Порошенко, встреча на уровне глав МИД России, Украины, Франции и Германии должна состояться до конца ноября. Дмитрий Песков также подтвердил подобную договоренность.
Более серьезные разногласия возникли по другому ключевому для берлинской встречи моменту — миссии ОБСЕ. В то время как украинский лидер анонсировал ввод в Донбасс вооруженной полиции под эгидой этой организации, Владимир Путин на брифинге в берлинском аэропорту Тегель заявил лишь о готовности «расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники».
Не согласилась с расставленными Порошенко акцентами и Ангела Меркель. По ее словам, украинский лидер несправедливо указал на полицейскую миссию как главный результат встречи. "Когда будет подготовлен закон о выборах, когда будет выработан рабочий процесс, то тогда можно будет говорить о миссии ОБСЕ, которая может быть вооруженной. Но сегодня это не имело абсолютной срочности. Сначала нужен закон о выборах", - подчеркнула канцлер, лишний раз обозначив, что Германия также придает большое значение выполнению политической части «минских договоренностей» и вовсе не собирается идти на поводу у Киева.
Напомним, что разговоры о вводе вооруженных сил ОБСЕ на Донбасс идут с октября 2015 года после встречи «четверки» в Париже. И судя по комментариям лидеров — в ближайшей перспективе так и останутся разговорами.
Кроме того, в Кремле однозначно опровергли заявления Петра Порошенко о включении Дебальцево в число так называемых «зон безопасности», из которых уйдут ополченцы и их военная техника. «Российская сторона абсолютно не согласна, - подчеркнул Дмитрий Песков, - Этот вопрос остался за скобками, как несогласованный. Работа над ним продолжится на уровне министров и помощников».
На переговорах в Берлине обсуждалась возможность формирования еще четырех «зон безопасности», которые не называются. Впрочем, уже на ранее созданных участках (Золотое, Петровское и Станица Луганская) соглашения о разведении сил и прекращении огня не выполняются,
Киев и самопровозглашенные республики обмениваются обвинениями в нарушении договоренностей.
Читайте материал «Укрощение Путина»: Олланд и Меркель пригрозили санкциями за Сирию»