Представитель возглавляемой США антитеррористической коалиции полковник Джон Дорриан заявил, в свою очередь, что операция идет по плану и что иракские силы достигли «блестящего прогресса»: «Войска движутся по различным направлениям к городу. Некоторые командиры выполнили свои задачи, обогнав расписание, встретившись с незначительным сопротивлением». Если где-то наступающие действительно не встретили серьезного отпора джихадистов, то в других местах им пришлось столкнуться с атаками смертников.
Согласно информации лидера Иракского Курдистана Масуда Барзани, курдским формированиям к концу понедельника удалось отвоевать около 200 кв км. Но по оценкам, операция по освобождению Мосула от боевиков ИГ может продлиться достаточно долго – от нескольких недель до нескольких месяцев.
В наступлении на Мосул принимают участие как иракские правительственные силы, так и формирования иракских курдов, различного рода ополченцы (там представлены и суннитские племена, и шиитские милиции). Поддержку операции оказывают с воздуха американцы (присутствует в Ираке и контингент наземных американских сил, которые формально призваны помогать иракским военным и оказывать им поддержку). Сообщается, что численность наступающих сил составляет более 25 тыс человек. Силы ИГИЛ в районе Мосула оцениваются в 6 тыс. бойцов.
«Эта битва обещает кровавое противостояние в городе, полном фугасов, горящих нефтяных полей и сети туннелей», – пророчит канал «Аль-Арабия», говоря об отсутствии элемента неожиданности в операции по отвоеванию Мосула и высоком уровне подготовленности всех стороны (в том числе и ИГИЛ). Разговоры об освобождении этого иракского города начались прошлой весной, когда президент США Обама рассказал Си-би-эс о том, что надеется, что к концу CBS будут созданы условия для падения Мосула.
– На данный момент все принимающие участие в наступление силы достаточно грамотно разведены, – рассказывает «МК» военный эксперт Антон Мардасов. – С востока действуют курды, рядом с ними – иракские туркмены, с востока же действуют иракская полиция провинции Найнава и 9-я иракская дивизия. С юга наступают иракские правительственные силы, федеральная полиция. На севере также действует курдская «Пешмерга».Запад же пока оголен. И надо иметь в виду, что боевики «Исламского государства» сосредоточены не только в самом Мосуле, а тысячи исламистов гуляют по Ираку и мелкими группами нападают на противника. Конечно, между участвующими в наступление силами возникают определенные разногласия. Однако полагаю, что к 8 ноября – то есть к американским президентским выборам – дойдут до Мосула и, может быть, водрузят там победный флаг. Но даже если Мосул будет освобожден, то именно тогда начнется самое интересное: дележка и споры, кто будет контролировать город и нефтепромыслы.
По словам эксперта, американцы сделали еще одну очень «грамотную вещь»: включили часть шиитских ополченцев в состав наступающей с юга правительственной армии, чтобы избежать этнических чисток. Действительно, правозащитные организации уже выражают опасения, что падение населенного преимущественно суннитами Мосула может вылиться в акты мести со стороны шиитских бойцов. В частности, Amnesty International призвало власти Ирака не допускать шиитские военизированные формирования в этот город, предупредив, что багдадское правительство будет нести ответственность за деятельность этих ополченцев. А американцы не исключают, что удерживающие город боевики «Исламского государства» могут использовать мирных жителей в качестве «живого щита» для защиты от авиаударов. ООН предполагает, в свою очередь, что гуманитарные последствия операции по освобождению Мосула могут затронуть до 1,2 млн человек.
Напомним, что Мосул, второй по величине города Ирака, был захвачен группировкой ИГИЛ в 2014 году. Пожалуй, именно это стало тем событием, которое заставило обратить внимание всех мировых СМИ на эту джихадистскую группировку, действующую также и в Сирии.