— Долгие годы Сурожская епархия была одной из самых сложных и в некотором смысле неудобных зарубежных епархий Московского патриархата, — сказал «МК» религиовед Сергей ЧАПНИН. — Связано это с тем, что вплоть до своей кончины в 2003 году ее возглавлял один из самых знаменитых архипастырей и проповедников ХХ века — митрополит Антоний (Блум). Он был довольно независим от Москвы, организовал жизнь епархии на основе решений Поместного собора 1917–18 годов и фактически отказался от той жесткой иерархической структуры, которая сложилась в церковной жизни в России. Он возмущался соглашательской политикой Московской патриархии и после того, как церковь в Советской России одобрила высылку Солженицына, даже хотел отказаться от титула экзарха. Москве не нравилась такая независимость, но она вынуждена была терпеть: митрополит Антоний был известен по всему миру.
В последние годы его жизни в Сурожской епархии возник конфликт между старыми прихожанами и теми, кто приехал из России в 90-е годы. В некотором смысле катализатором этого конфликта стал епископ Иларион (Алфеев), сразу после рукоположения направленный в Англию и через некоторое время отозванный обратно в Россию. В эти дни Иларион (Алфеев) в сане митрополита сопровождает патриарха Кирилла и служит вместе с ним.
Надо сказать, что 10 лет назад, когда конфликт еще до конца не угас, митрополит Кирилл (Гундяев) посетил Лондон в связи с 50-летием освящения собора. В этот раз, после больших ремонтных работ, он освятил его вновь. Безусловно, для общины это большая радость. Но община довольно новая, старых прихожан осталось не так много. Часть отошла в мир иной, а часть ушла вместе со значительной долей духовенства в Русский экзархат, подчиняющийся Константинопольскому патриарху.
Думаю, что визит патриарха Кирилла в Англию не в последнюю очередь имеет и символическое значение: он полностью закрывает ту страницу истории русского собора на Эннисмор Гарденс, которая связана с митрополитом Антонием. Он теперь лишь «мемориальная доска». Жизнь в Сурожской епархии организована точно так же, как в России. И новый сурожский епископ пригласил патриарха в этом лично убедиться.