Закон Мизулиной о бэби-боксах отложили в долгий ящик

Правительство не одобрило проект депутата

Резонансный проект депутата госдумы Елены Мизулиной о запрете бэби-боксов пока не одобрен кабинетом министров (как об этом ранее заявляла сама депутат). Законопроект отправлен на доработку. Кабмин посчитал, что юридическая сторона документа требует уточнения, а «Предлагаемый размер административного штрафа для юридических лиц, которыми, как правило, являются бюджетные учреждения, представляется чрезмерным, поскольку по объему финансовых средств он сопоставим с размером фонда оплаты труда родильного дома средней мощности от одного до трех месяцев.»

Правительство не одобрило проект депутата

Напомним, что депутат выступала против бэби-боксов именно как против инструмента анонимного отказа от детей. «В действительности же женщина, избавляясь таким способом от ребенка, не избавляется от сложных жизненных обстоятельств, которые ее к этому побудили, и чаще всего, ситуация лишь усугубляется, порождая в том числе отдаленные негативные последствия как для ребенка, так и для самой матери.» было указано в пояснительной записке к законопроекту. Там так же упоминалось, что у ребенка попавший в бэби бокс «навсегда нарушается право на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение. Может нарушаться и право отца на воспитание своего ребенка.» По мнению криминологов для решения проблемы подкидышей, нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Впрочем даже у женщин считающих, что ребенок им не нужен всегда остается право отказаться от него в роддоме. Поскольку процедура отказа проработана давно и юридически закреплена, то у малыша гораздо больше юридических прав нежели, у безымянного подкидыша.- считают юристы.

Родители ребенка (оба, в том случае если имеется и отец) лишаются родительских прав, но не обязательств в отношении ребенка. Ребенок в такой ситуации имеет право на алименты и наследование имущества родителей (в случае если он не был усыновлен). К личным правам ребенка, родители которого были лишены родительских прав, следует также относить и право на получение пенсии по потере кормильца. Такая ситуация может сложиться тогда, когда родитель, лишенный прав, выплачивал своему неусыновленному ребенку алименты и умер в этот период.

Кроме того после отказа в роддоме о данном факте сообщяется в органы опеки и попечительства, которые подготовят для подачи в суд документы на лишение родительских прав. Такая процедура занимает полгода. Этот период времени дается женщине для того, чтобы обдумать принятое ею решение, разрешить жизненные обстоятельства, которые способствовали его принятию, и, возможно, передумать и забрать малыша домой.

- Отказ от ребенка фактически происходит не тогда когда женщина его родила, он происходит гораздо раньше, когда она понимает, что за беременела и думает, как её жить дальше. Избавиться от ребенка хотят чаще всего женщины у которых есть проблемы в жизни. Она возможно хочет ребенка, но не может его себе позволить.- говорит Наталья Городиская председатель Совет семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Минобрнауки России, руководитель проекта «Семейное устройство». - И вот как работаю противоабортные программы - когда женщина приходит в консультация, с ней работает психолог, выясняет причину того, что она может избавиться от ребенка и очень часто, если подключаются соответствующие НКО, а такие программы в разных регионах работают, они помогают ей и она оставляет ребенка. Мне кажется профилактикой отказа от новорожденных нужно заниматься не на этапе бэби-боксов, когда она отказывается уже от рожденного ребенка, а когда она забеременела. Женщина уже тогда знает, что она от этого ребенка наверняка откажется и поэтому она идет делать аборт. Есть кризисные семьи, которым нужно помогать. Но если бэби-бокс спасет жизнь хотя бы одному ребенку это хорошо. Он нужен. Конечно пойдет ли асоциальная мама у которой куча проблем в жизни, положит ли она этого ребенка в бэби-бокс и ли она его предпочтет выбросить? Здесь наверняка утверждать нельзя. Хорошо это или плохо. С мамой отказывающейся от ребенка в роддоме все же работают психологи и подключаются ей могут помочь общественные организации. С другой стороны можно сказать «Давайте запретим бэби-боксы, а деньги, которые тратятся на их обустройство направим на профилактику отказов от новорожденных,давайте поддержим этих женщин». Но с другой стороны есть действительно очень сложные ситуации. Когда мама очень сильно пьет рожает, 5-6 детей и как ты её не поддерживая она от него откажется. Я знаю целые такие династии в детских домах. Здесь если вопрос стоит, где она его оставит в мусорном баке или бэби-боксе. То уж лучше в бэби-бокс. Конечно такого ребенка очень трудно отдать на усыновление с юридической точки зрения. Но это ребенок попадет в руки медиков и его жизнь будет сохранена, а это главное. Если есть статистика и положительная практика, значит действительно этот бэби-бокс помог спасти жизни детям. Значит они нужны. Хотя я по прежнему считаю, что если стимулировать поддержку мам в кризисных ситуациях, то отказчиков будет намного меньше.

Статистка впрочем имеется. Всего за пять лет функционирования программы по установке бэби-боксов в России, удалось спасти 51 ребенка. Как рассказала Елена Котова, руководитель фонда «Колыбель надежды», который был инициатором установки бэби-боксов в России 8 детей вернулись в биологические семьи, а всем мамам, которые в последующем одумались, организация помогла пройти ДНК-исследование, установить через суд родственные отношения и вернуть малыша.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру