– Конгресс США, в силу того, что это законодательный орган, не занимается формированием внешней политики, – напомнил в беседе с «МК» руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей САМУЙЛОВ. – Это – сфера деятельности президента, исполнительной власти, внешнеполитических ведомств. Конгресс может лишь задать некие пределы, в рамках которых исполнительная власть будет осуществлять внешнюю политику относительно того или иного государства.
В силу своей специфики исполнительная власть – поскольку ей необходимо реально осуществлять внешнюю политику, достигать конкретных внешнеполитических результатов, – более прагматична. Конгресс же в отношении России традиционно настроен, откровенно говоря, русофобски. В случае с Ираном – антиирански или иранофобски. Почему? Потому что законодатели не несут никакой ответственности за последствия предлагаемой ими внешней политики. Внешнеполитические шаги конгрессменов, в первую очередь, определяются их личными убеждениями и интересами избирателей. Последние, по большому счету, безразличны к внешнеполитическим проблемам.
Каковы шансы введения новых санкций? Нынешняя администрация США действительно не хочет обострения отношений ни с Россией, ни с Ираном. Обама среди своих внешнеполитических достижений, благодаря которым он может войти в историю, одним из главных считает договоренности с Тегераном по иранской ядерной программе. Но республиканцы в США, Израиль – все равно критикуют политику Обамы, считая, что иранцы пойдут на обман. Президент же считает, что этого не случится, поскольку исполнение условий соглашения будет находиться под жестким международным контролем.
Обама, даже если законопроект о санкциях будет принят обеими палатами Конгресса, может ветировать его. Мы видели недавно, как конгрессменам удалось преодолеть вето относительно законопроекта о возможности исков к Саудовской Аравии [в связи с терактами 9/11 – «МК»], но это все равно очень сложная процедура. Президентское вето преодолевается в обеих палатах квалифицированным большинством – двумя третями голосов. И этого большинства достигнуть очень сложно: в лучшем случае вето президента преодолевается один раз в десять лет. И если Обама и его администрация жестко настроены против введения неких дополнительных санкций в отношении России и Ирана, то соответствующие законопроекты будут заблокированы.
– Может ли Белый дом пойти на смягчение законопроекта и принятие некого компромиссного варианта?
– Компромиссный вариант возможен. Например, годами Конгресс США принимает законопроект относительно поставок летального оружия Украине. Но Белый дом предлагает оговорку – Обама может подписать законопроект, если в нем будет присутствовать фраза, что все предусмотренные законом действия осуществимы лишь при согласии президента. То есть последнее слово вновь остается за Обамой. Вот на подобный вариант действующая администрация США согласиться может.
МЕЖДУ ТЕМ
О том, что санкции против России в связи с ситуацией в Сирии может ввести и Германия, сообщает со ссылкой на собственные источники The Wall Street Journal. По данным издания, пока этот вопрос в ФРГ находится на ранней стадии обсуждения. Официального подтверждения информации о подготовки немецкой стороной «сирийских» санкций против России пока не поступало.
Читайте материал "Российские военные готовы сбивать в Сирии неопознанные объекты: что дальше"