- Федор Александрович, сохраняются ли у России шансы выиграть сирийскую партию? И как может выглядеть эта победа - в идеальном, так сказать, варианте?
- Идеальный вариант мы уже проехали. Идеальный вариант был бы, если бы удалась попытка мирного урегулирования, предпринимавшаяся дважды - в начале года, в феврале, и совсем недавно, - и был бы создан совместный российско-американский механизм. Во-первых, по контролю за интенсивностью боевых действий, во-вторых - по процессу политического урегулирования.
Второй по идеальности вариант - это быстрая или относительно быстрая военная победа Асада. Не полная - она вряд ли возможна. Речь идет в первую очередь о взятии Алеппо и прекращении там нынешней мясорубки. Тогда возникнет некая новая конфигурация, новая расстановка сил, какой-то более устойчивый баланс. И появится шанс на возобновление политического процесса. Насколько это возможно - вопрос открытый. Пока есть ощущение, что произойдет резкая интенсификация боевых действий, но без какого-то желаемого результата. То есть будет много усилий, много жертв, и - неизменное положение. И чем дольше это будет тянуться, тем хуже. Для России крайне опасно застрять там надолго и быть зависимой от успехов или, точнее, неуспехов армии Асада. Тем более что не остается никаких сомнений в том, что в этой новой ситуации Соединенные Штаты будут изо всех сил поддерживать противников Асада, в том числе - оружием.
- Ну а что нас ждет в худшем случае?
- Худший случай - непреднамеренный, незапланированный российско-американский инцидент. В регионе действуют две серьезные военно-воздушные силы - рядом, но совершенно нескоординированно. Пример такого инцидента мы видели год назад. Турция, конечно, - не Америка, но и тогда был большой риск дальнейшей эскалации. Слава богу, ее избежали. Здесь риск больше, последствия могут быть гораздо более масштабными. Думаю, что стороны будут стараться этого избежать, предпринимать все усилия для того, чтобы подобного не случилось. В таком случае ситуация будет развивать в духе холодной войны. Будет, что называется, война по доверенности, когда на земле воюют силы, за каждой из которой стоят великие державы.
Читайте материал «Эксперты оценили возможность прямого столкновения России и США в Сирии»