Дискуссия о «налоге на тунеядство» ведется в России уже несколько лет. Сторонники его введения упирают на то, что неработающие граждане сознательно попирают принципы социальной справедливости: страховые взносы они не делают, а всеми гарантиями пользуются. В частности, могут бесплатно лечиться в поликлиниках и больницах. А при достижении определенного возраста — претендовать на минимальную пенсию. При этом многие безработные явно не бедствуют: полицейские хроники пестрят сообщениями об украденных у них миллионах и дорогих иномарках.
В прошлом году с предложением ввести налог для неработающих граждан трудоспособного возраста выступил Роструд - Федеральная служба занятости. (Параллельно ведомство заявило о намерении проверить реальные доходы населения, сопоставляя данные регистрируемых транзакций граждан с теми средствами, что поступают в Пенсионный фонд)
В мае 2016 года инициатива «прижать» тунеядцев уже с подачи Минтруда активно обсуждалась на международной конференции «Социальное страхование». Однако официального подтверждения этих планов по-прежнему не не было. «Какой-либо позиции выработанной или единой на этот счет нет», - говорил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
С позицией определились буквально на днях. На прошлой неделе Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, а следом специальное совещание, где обсуждалось социально-экономическое положение российских регионов и источники пополнения их оскудевших бюджетов. В качестве одного из таких источников рассматривался и «налог на тунеядство». Впрочем, чиновники стараются избегать громких эпитетов, предпочитая называть вещи не своими именами. «Разрабатывается проект закона, когда граждане, выбравшие для себя путь «неработы», должны будут внести платеж за фактически использование социальной инфраструктуры», – заявила в среду в Совфеде вице-премьер Ольга Голодец. Платеж, по ее словам, будет поступать в бюджеты субъектов Федерации. Ведь именно они несут основную нагрузку по содержанию больниц и поликлиник.
Основные моменты законопроекта — в частности, форма и размер платежа, порядок его уплаты и администрирования, а также наказание для неплательщиков — пока не обнародуются.
В Минтруда неофициально посоветовали ознакомиться с аналогичным документом (декрет «О предупреждении социального иждивенчества»), уже действующим в Белоруссии, отметив, что у нас «будет нечто подобное». Если вкратце, то белорусы, не участвующие в финансировании государственнных расходов, с 2016 года обязаны вносить ежегодный платеж в размере 4,2 млн местных рублей (около 200 долларов). От взноса освобождаются: лица до 18 лет, инвалиды; пенсионеры; женщины, воспитывающие детей до 7 лет, военнослужащие; граждане, занимающиеся творческим трудом - при условии официального членства в творческом союзе; священнослужители и т.д. (Всего около 20 исключений). Инициатива введения налога на тунеядство принадлежала лично Александру Лукашенко.
Источник в кабмине рассказал «МК», что в РФ в перечень исключений будут внесены самозанятые (фрилансеры), которым президент в случае регистрации недавно обещал двухлетние налоговые каникулы. «Принятие законопроекта о социальном платеже послужит еще одним стимулом для самозанятых выходить из «тени»», - считает источник. Сейчас по данным правительства, в «тени» находятся 7 млн человек - это трудоспособные граждане, которые официально не работают, не платят взносы в социальные фонды, но пользуются услугами в рамках ОМС.
Противники законопроекта о «налоге на тунеядство» ссылаются на печальный опыт СССР, где существовала статья за ведение «паразитического образа жизни». В 1991 году она была отменена как атавизм, и современная Конституция РФ считает труд правом, а не обязанностью гражданина. Впрочем, при наличии конституционного большинства единороссов в Госдуме с поправками основного закона у власти точно не будет проблем.
Читайте колонку Евгения Гонтмахера «Работающий пенсионер — враг государства»