Сто миллионов — это обычно аудитория Суперкубка по американскому футболу. До понедельника рекордными были дебаты Картер-Рейган — 80 миллионов зрителей. Иные журналисты сравнивали нынешние выступления кандидатов с историческим боем Мохаммеда Али и Джо Фрейзера, который растянулся тоже на три встречи. Были и другие сравнения, но все они имели один монументальный изъян. Их концовки носили конкретный характер. Кто-то завоевывал Суперкубок, а Али победил Фрейзера со счетом 2:1...
Дуэль в Нью-Йорке такого конца не имела. Ее результаты зависели не от решения 100 миллионов зрителей, а от нескольких сот журналистов-комментаторов. После дебатов эти миллионы переключились на свои излюбленные телестанции, чтобы узнать результаты дебатов, которые были выше их политического понимания. Либеральное ТВ отдало первенство Клинтон, консервативное — Трампу.
Но все смотрели у себя дома, попивая пиво. В малюсеньком Нэнтаккет, штат Массачусетс, кинотеатр «Дримлэнд» был забит до отказа. Пришлось даже вызвать полицию. В Техасе, в городке Ричардсон штурмовали «Алано Драфтхаус», который пришлось расширить. Подавали напитки дебатного содержания, например, «Окружим стеной салат тако» с намеками на Трампа, который хочет отделить США от Мексики, но демонстрирует любовь к ней, давясь салатом тако.
Так было не только в Америке. В Париже, куда съехалась масса американцев на Неделю моды, в три часа ночи или утра поднялась какофония звонков. Людей будили, чтобы они не проспали дебаты. «Я хочу быть частицей этого», — говорила главный редактор журнала мод «InStyle» Лаура Браун.
«Это остаток феномена, который во многом исчез в эпоху цифровых медиа. Это американцы, собравшиеся вокруг электронного костра», — подтрунивал бывший президент CBS News Эндрю Хейвард...
Дебаты Трамп-Клинтон ничего не решили. Дебаты вообще ничего не решают. Исключением были лишь первые - Кеннеди-Никсон. Тогда Кеннеди «нокаутировал» потевшего Никсона. И был красивее своего противника.
Мой коллега по Школе управления имени Кеннеди в Гарварде Том Сэндер предупреждал до дебатов: «Я опасаюсь, что наши избиратели не смогут убрать партийные шоры со своих глаз. Они придут на дебаты лишь для того, чтобы подтвердить то, что мы уже знаем. Никто не будет искать общей почвы».
Сами участники рассчитывали на большее. Хиллари, выступая перед своими донорами, говорила о том, что 60 миллионов из 100 поддержат ее кандидатуру.
Были и такие, кого в дебатах привлекал спектакль. Но они сильно разочаровались. Ни драмы, ни фейерверков, ни оскорблений (почти), ни ужаса. И тем более, никаких просветлений…
Дебаты начались в 9 часов 3 минуты. Они были разбиты на шесть кусков по 15 минут каждый. Трамп приехал раньше. А за 24 минуты до начала дебатов появилась и госпожа Клинтон. Ведущим дебаты был журналист Лестер Холт. Первой слово досталось Хиллари Клинтон. Начало было разыграно в орла и решку.
Все ожидали, что Клинтон с места в карьер начнет поносить Трампа. А от Трампа ждали каких-либо шуточек. Первое в действительности имело место. Но никаких шуточек со стороны Трампа не последовало.
Дебаты носили, конечно, антагонистический характер. Трамп и Хиллари Клинтон столкнулись по таким проблемам, как торговля, война в Ираке, его отказ предоставить свое налоговое заявление, а также использование личного почтового сервера госпожой Клинтон.
Трамп так и не смог ничего серьезного возразить Клинтон, когда она обвинила его, что он не платил федеральные налоги в течение ряда лет. Клинтон несколько раз критиковала Трампа за то, что он жонглирует фактами, когда скрывает информацию о своих долгах Уолл-стриту и зарубежным банкам.
Трамп выглядел сильнее в самом начале дебатов, когда он заставил Клинтон обороняться. Дело касалось её поддержки соглашений о свободной торговле, которые, по словам Трампа, стоили американцам многих рабочих мест.
Но вот по расовым вопросам и вопросам пола Трамп был менее последовательным. То же самое можно сказать и о его знаменитой кампании против президента Обамы, когда он утверждал, что Обама родился вне границ США. Тем не менее, Трамп записал себе в актив тот факт, что «заставил» Обаму опубликовать свое свидетельство о рождении. Хиллари Клинтон пыталась вбить клин между Трампом и президентом Обамой, рейтинги которого сейчас идут на повышение. «Барак Обама — человек высокой добродетели. И я могу сказать, как всё это раздражает его», — сказала Хиллари в связи с тем, что избиратели глубоко восхищаются Обамой и с меньшим энтузиазмом ею.
В связи с этим она обвинила Трампа в «расистской лжи», связав её с вопросом о том, где родился Обама. К этому вопросу Клинтон пристегнула и «расистское поведение» Трампа, которое, по ее словам, уже имеет долгую историю. Так, например, говорила Хиллари, его компания по недвижимости была привлечена министерством юстиции в 1972 году за расовые дискриминации.
Господин Трамп не стал серьезно опровергать её обвинения в расизме. Вместо этого он заявил, что недавно смотрел её дебаты с президентом Обамой в 2008 году в ходе демократических праймериз. «Вы обращались с ним с ужасным неуважением», — сказал он.
Затем госпожа Клинтон обвинила Трампа в потоках оскорблений, которые он наносил женщинам в течение многих лет. Она явно пыталась привлечь на свою сторону женщин-избирателей.
«Вот это человек, который называет женщин свиньями, недотепами и собаками. Это человек, который заявляет, что беременность лишает женщин права на равную мужчинам оплату труда», — сказала госпожа Клинтон. Касаясь истории девушки, которая принимала участие в конкурсе красоты, Хиллари сказала: «Трамп назвал эту женщиной «госпожой свинкой». Потом он её назвал «госпожой уборщицей», намекая на ее латинское происхождение». Трамп, отвечая на обвинения Клинтон, заявил, что большинство оскорблений в адрес женщин были направлены против комической актрисы Рози О’Доннел, с которой он враждует. «Я говорил о ней довольно сильные вещи и, я думаю, что все согласятся со мной, что она их заслуживает. Никто её не жалеет», — сказал Трамп.
Затем Трамп произнес несколько таинственно следующие слова. «Я хотел быть экстремально жестким, говоря о Хиллари и её семействе. Но я не могу этого сделать, я просто не могу». Попозже он объяснил корреспонденту CNN, что он сдержался и не рассказал о внебрачных взаимоотношениях Билла Клинтона, поскольку среди присутствовавших была дочь Клинтонов Челси. Трамп переходил всё время на личности, атакуя Хиллари Клинтон и её выносливость.
На это она ответила: «Чтобы обвинить меня в отсутствии выносливости, нужно облететь по 112 стран, заключив мирные соглашения о прекращении огня, об освобождении диссидентов и открытии новых возможностей для стран во всем мире. Или хотя бы пусть проведет 11 часов, давая показания перед комиссией Конгресса. Вот после этого пускай он говорит со мной о выносливости».
Трамп также атаковал Клинтон за то, что она не придерживается жесткой линии в борьбе против преступности и даже отказывается произносить известную формулу «закон и порядок». Что касается темнокожих и испаноговорящих, по его словам, они живут аду, поскольку преступность все больше увеличивается. Он напомнил Клинтон, что когда-то она была сторонницей политики «останови и обыщи». Однако в последнее время непонятно почему отказалась от нее. По-видимому, говорил Трамп, она боялась навредить своим отношениям с избирателями-темнокожими. Но здесь он перешел в наступление, напомнив слушателям о том, что она использовала в 90-х годах слово «суперхищники», говоря о молодых преступниках. «Это было ужасно говорить такое», — добавил он.
Трамп чувствовал себя в седле, когда обвинял госпожу Клинтон в том, что она не добилась успеха или вообще каких-либо результатов, будучи в публичной жизни почти что тридцать лет. Он пытался пристегнуть ей все ошибки американской политики за последние десятилетия.
Трамп, обвиняя Хиллари Клинтон в самых различных проступках то и дело отпивал воду из стакана и, видимо, сильно нервничал. В связи с этим, Хиллари, улыбаясь, заметила: «У меня такое ощущение, что под конец сегодняшних дебатов вы будете обвинять меня во всем, что произошло». На это Трамп ответил: «А почему бы и нет?»
Клинтон же обвинила Трампа в том, что его экономическая политика отвечает интересам богатых американцев и построена на так называемом «просачивании», то есть просачивании богатства сверху вниз. Она заявила, что он получил 14 миллионов долларов от своего отца, чтобы начать свое собственное дело и поэтому думает, что чем больше помогать богатым, то тем лучше будет и беднякам. Что касается проблем климата, то госпожа Клинтон позволила себе насмешку над Трампом, который якобы считает климатические изменения просто «затеей». Здесь Трамп прервал ее, что он таких вещей не говорил. Хотя в 2012 году он в действительности насмехался над этой темой.
Дебаты, которые прошли в понедельник — первые из трех, намеченных на октябрь месяц. Вторые дебаты состоятся в Сент-Луисе 9 октября и будут иметь форму так называемого «таун-митинга», когда половина вопросов задается избирателями, не поддерживающими ту или иную сторону. Третьи дебаты состоятся 19 октября в Лас-Вегасе. Они будут иметь формат первых дебатов. Поживем — увидим.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Виктория Журавлева, старший научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН:
- Клинтон была явно сильнее и профессиональнее. Она выглядела как человек, который понимает, что он будет делать, если придет в Белый дом. Думаю, многие эксперты ожидали эти дебаты, чтобы сравнить двух политиков с точки зрения, кто из них больше похож на президента. Дебаты и направлены на это, особенно в такой ситуации, как в этом году, – когда избиратель никак не поймет, кто ему нужен.
Эти дебаты дали возможность увидеть, что Трамп, который позиционирует себя как обычный человек, лишенный политкорректности, внушает неуверенность в том, что будет, если его изберут. И ясно, что Клинтон — профессиональный политик: у нее много лет опыта работы, за что ее критикует Трамп, но этот опыт дает ей возможность быть тем самым кандидатом, который способен управлять страной. Соответственно, это дает уверенность электорату: она с этой работой справится, не станет нападать на оппонента с непонятными шутками или некрасивыми выражениями, будет готова к любым неожиданным поворотам во время своего президентства, иметь конкретный план и и представление, как она его реализует. Мне кажется, Клинтон это показала.
В 2012 году, когда Обама баллотировался на второй срок, он не очень удачно выступал на дебатах. Первые дебаты он проиграл Митту Ромни. Было печально смотреть, как человек, который в принципе умеет выступать, просто слил все дебаты. Но это не повлияло на результат. Во втором и третьем раунде Обама собрался и отлично выступил. В конце концов его избрали.
Здесь нельзя однозначно сказать, что тот, кто победил в дебатах, придет в Белый дом. Надо посмотреть, как пройдут вторые и третьи туры дебатов. Надо учитывать, что в такой кампании, как эта, дебаты больше направлены на те 10 процентов населения, которые не определились с выбором. Не уверена, что можно сразу сказать: да, теперь все выберут Клинтон. Но при этом склоняюсь к тому, что с большей вероятностью можно говорить: Хиллари победит.
Сергей Рогов, научный руководитель Института США и Канады РАН:
- Опросы, которые проводят другие социологические центры, например, ориентирующийся на республиканцев «Расмуссен», могут показать несколько другие цифры, чем опрос CNN, который поддерживает Демократическую партию (по данным этого опроса 62% признали победительницей в дебатах Клинтон - «МК»). Но у меня тоже есть впечатление, что Хиллари выиграла дебаты. Она держалась очень уверенно и заняла наступательную позицию. Трамп, который известен своим эксцентричным и даже хамским поведением, был вынужден обороняться. Это сыграло свою роль. Плюс и у того, и другого кандидата есть много уязвимых мест. Пожалуй, Клинтон наиболее эффективно этим воспользовалась. Например, тем обстоятельством, что Трамп до сих пор не опубликовал свою декларацию о налогах.
Не думаю, что эти дебаты будут иметь решающее значение. Ситуация такова, что исход выборов остается неясным. Хотя минимальное преимущество по опросам «за кого вы будете голосовать» у Хиллари Клинтон, Трамп вполне может ее обойти. У двух политиков крайне высок уровень недоверия со стороны избирателей. Особого энтузиазма в отношении Клинтон тоже не проявляется. Надо напомнить, что во время предыдущих президентских выборов нередко получалось так, что кандидат, который якобы выигрывал на дебатах с большим отрывом, проигрывал президентские выборы с треском. Так что преувеличивать значение этих дебатов не стоит. Однако если до них психологическое преимущество было на стороне Трампа, который почти догнал и перегнал Клинтон, кажется, что сейчас Трамп это преимущество утратил.
Читайте материал «На первых дебатах с Клинтон Трамп упрекнул ее в низкой выносливости»