Москва
Округ №208, Центральный
1. Николай Гончар,
«Единая Россия» — 34,13%
2. Павел Тарасов, КПРФ — 13, 23 %
3. Андрей Зубов, ПАРНАС — 11,31%
«Пока нам не удалось преодолеть наследие коммунистического прошлого, но нам удастся это сделать раньше или позднее»
4. Мария Баронова, самовыдвиженец, «Открытая Россия» — 8,15%
«Я не смогла убедить своего избирателя, что надо прийти на избирательный участок»
Оппозиционные кандидаты конкурировали между собой. Скорее всего, если бы в округе выдвигался только один из них, то голосов в его пользу было бы больше. Но вряд ли их хватило бы, чтобы обойти главного конкурента от «Единой России». Николай Гончар уже не раз представлял Центральный округ столицы в Госдуме. Соответственно, и узнаваемость его среди жителей гораздо выше, чем у правозащитницы Бароновой и профессора Зубова, которые начали вести кампанию только в этом году.
Еще один фактор, повлиявший на результат, — низкая явка. Это самый расхожий аргумент, которым представители оппозиции объясняют свое поражение. Баронова же проиллюстрировала его показательным примером. Она собрала больше 15 тысяч подписей за свое выдвижение, но проголосовало за нее 13 тысяч человек. «На встречах с избирателями многие (многие — это 70–80%) из тех, кто подписался за меня, говорили, что на сами выборы не пойдут, потому что они не верят в выборы и давно в них не участвуют», — написала Мария, признав, что и убедить избирателей поменять точку зрения она не смогла.
Округ №196, Бабушкинский
1. Иван Тетерин,
«Единая Россия» — 35,86%
2. Сергей Митрохин, «Яблоко» — 12,78%
«Если бы не биороботы, нагнанные голосовать за Тетерина (работники ГБУ «Жилищник», курсанты Академии МЧС и т.д.), мы бы точно заняли не 2-е, а 1-е место!»
3. Александр Потапов, КПРФ — 12,29%
4. Николай Ляскин, Партия прогресса, ПАРНАС — 8,07%
«Победить не получилось, и в окончательных причинах еще предстоит разобраться. Надо будет много чего обдумать, но это позже»
Здесь была та же проблема, что и в Центральном округе. Оппозиционеры отбирали голоса друг у друга. Но опять же даже в сумме их не хватило бы, чтобы победить генерал-полковника Тетерина.
Сергей Митрохин сетует на административный ресурс. Николай Ляскин предоставил тому документальное подтверждение, опубликовав фотографию, как курсанты идут голосовать толпой. Но все же это не 15% избирателей. Скорее всего, свою роль сыграло то, что Митрохин — не очень яркий кандидат, а Ляскин известен среди слишком узкого круга оппозиционеров.
Округ №206, Тушинский
1. Геннадий Онищенко,
«Единая Россия» — 26,04%
2. Дмитрий Гудков, «Яблоко» — 20,4%
«Нашим врагом оказался не Онищенко, а явка, вернее — ее отсутствие. Неверие. Равнодушие»
Кампанию Дмитрия Гудкова можно назвать образцово-показательной. Он провел 250 встреч с избирателями и сумел привлечь колоссальную для оппозиционного кандидата сумму в избирательный фонд — 40 млн рублей.
Отчасти проигрыш обусловлен неравными финансовыми возможностями. Политтехнолог Максим Кац отмечал, что некоторые вещи, например расклейку листовок, Гудков оплачивал из избирательного фонда, а для бывшего главного санитарного врача Онищенко эту работу бесплатно делали муниципальные работники.
Кроме того, в последние дни перед выборами на Гудкова обрушился поток чернухи. Чего стоит только плакат с фотографией бывшего депутата и подписью «Отдадим Крым — отменят санкции», который напечатали конкуренты. Крым для нашего избирателя — вопрос болезненный, так что не исключено, что многие приняли плакат за правду и передумали голосовать за Гудкова.
Ну и мантра «бывший главный санитарный врач» звучит очень привлекательно для пожилых избирателей. Многие считают, что если в Госдуме будет врач, то это позволит защитить здравоохранение.
Санкт-Петербург
Округ №217, Юго-Восточный
1. Михаил Романов,
«Единая Россия» — 31,39%
2. Оксана Дмитриева, Партия роста — 23,92%
«Рассчитываю, что в 217-м округе отменят результаты.В Петербурге не было честных выборов.Мы требуем расследовать деятельность председателей и членов избирательных комиссий. Фальсификация стала для многих профессией, это ремесло,которое поставили на поток. Нужно требовать привлечения к ответственности виновных»
Оксана Дмитриева в 1999 и в 2003 годах уже проходила в парламент по одномандатному округу в Петербурге. Результаты «Справедливой России» в 2011 году в Северной столице были выше, чем в целом по стране, во многом благодаря ее популярности. Ответ на вопрос, почему Дмитриева проиграла малоизвестному единороссу Михаилу Романову, лежит на поверхности. В этом же округе было зарегистрировано два кандидата-спойлера — Олеся Дмитриева и… Оксана Дмитриева. Вместе спойлеры собрали 9031 голос — почти столько же Дмитриевой не хватило, чтобы обойти Михаила Романова. Информацию о нарушениях проверит Генпрокуратура, однако Элла Памфилова отметила, что Центризбирком уже не имеет права пересчитать голоса.
Вывод у этой истории такой. Чтобы в Госдуму прошли кандидаты от партии по списку, достаточно набрать 5% голосов. Система выборов по одномандатным округам работает иначе: реальный политик, имеющий в округе 25–30%, может ничего не получить, потому что конкурент набрал на пару тысяч голосов больше. На руку кандидату от власти может сыграть что угодно — и админресурс, и большое количество денег, и низкая явка, да и просто известность. Именно система, а не «неверие» людей, стала главным врагом оппозиционных кандидатов по одномандатным округам.
Кстати, в 2014 году депутатов Мосгордумы выбирали только по одномандатным округам. В частности, поэтому в столичном парламенте нет ни одного депутата от «Яблока», которое, как показали выборы в Госдуму, имеет неплохую поддержку в Москве.