Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) набрала 21,6%, «Левые» - 15,6%, «зеленые» - 15,2%, Свободная демократическая партия (СвДП) — 6,7%.
Министр финансов Баварии Маркус Зедер, член Христианско-социального союза (ХСС) увязал неудачу ХДС с миграционной политикой. По его мнению, блоку ХДС/ХСС стоит в большей степени поддерживать население в вопросах, касающихся проблемы беженцев. «Это уже второй звоночек за две недели. – охарактеризовал он итоги выборов для ХДС. – ХДС грозит устойчивая потеря доверя со стороны своих постоянных избирателей». Что же касается набирающей силу «Альтернативы для Германии», то ее лидер Йорг Мойтен откровенно заявил, что о намерении «играть на тех темах, которые интересуют людей».
Результаты голосования в Берлине прокомментировал для «МК» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав БЕЛОВ:
«СДПГ, которая будет формировать коалиционное правительство в Берлине, набрала больше, чем ХДС. Но на федеральном уровне основными проигравшими стали социал-демократы, а не христианские демократы во главе с Меркель, – отметил наш собеседник. – Просто сейчас удобно критиковать именно Меркель и ее партию, но в кризисе находятся обе народные партии, и СДПГ – в большем, нежели ХДС. АдГ протестные голоса не дополучила. «Левые», «зеленые», Свободные демократы — это протестные партии, и то, что они прошли, важно с точки зрения грядущих федеральных выборов.
Также важно, что разваливается коалиция социал-демократов и ХДС. Социальное положение улучшилось, однако сохраняются проблемы, которыми электорат недоволен. Не введен в строй аэропорт, резко повысились квартирные платы, тяжело получить паспорта и т. п. В меньшей степени играет роль миграционная тематика. Она была важной, но не основной, и ушла на второй план.
Можно констатировать, что кризис народных партий продолжается. В первую очередь, у социал-демократов, потом у христианских демократов, но они находятся под своим критическим прицелом из-за своего председателя Ангелы Меркель, которая одновременно является канцлером. Вопрос – что будет в сентябре 2017 года? В любом случае ХДС и СДПГ пытаются найти некий знаменатель, который позволит им обрести былую идентичность, как народным партиям. Пока идет потеря, электората, голосов и поддержки. Что будет с программами — непонятно. Партии должны будут найти лозунги, харизматичных вторых лидеров, наряду с лидерами партий, найти ответы на вопрос о том, как играть на миграционном поле, избегая явных популистских легких решений, чем занимается АдГ. Электорат прекрасно понимает, что время критики заканчивается и к лету 2017 года будут видны результаты национального плана по интеграции беженцев. Но миграция, повторюсь, лишь одна из тем.
Говоря об АдГ, важно помнить, что это партия интеллектуалов, это не партия «оторванных» протестных людей — и по внешнему виду и по содержанию. У них очень широкая программа, касающаяся ЕС и т. д. Здесь мы будем видеть интересную борьбу: критика в Германии приветствуется. Партии будут в жестком поиске. Протестные партии заставляют этаблированные народные партии вести реформы, принимать те решения, которых те не принимали. Протест выражен четко, особенно в среде тех людей, которые не ходили раньше на выборы. Очень высокий показатель, – в отличие от России и в отличие от Москвы. Берлинцы с гордостью говорят: да, я стоял в очереди. И эта ответственность весьма показательна».