В программу украинских школ включили книги пособника Гитлера

Писатель Улас Самчук занимался нацистской пропагандой

На Украине прославляют тех, кого мы привыкли считать коллаборантами, пособниками Гитлера. Нет, говорят нам в Киеве, эти люди боролись за независимость Украины, они сражались с большевиками, с режимом Сталина… Где же правда? Кем они были — преступниками или героями? Разобраться в этом нам помогут старые газеты.

Писатель Улас Самчук занимался нацистской пропагандой
Галичане встречают гитлеровцев. Фотография из газеты украинских нацистов «Голос» от 20.08.1941 года. Подпись: «Так встречали украинцы Львова немецких воинов».

1 сентября в России и некоторых других республиках бывшего СССР отметили День знаний. На Украине этот день также считается праздничным. Школьники вернулись за парты, а самые младшие из них впервые переступили порог школы. Маленькие дети — как пластилин. От того, что будет заложено в них учителями, зависит не только их будущая профессиональная успешность, но и система ценностей, представления о добре и зле. «Что такое хорошо и что такое плохо?» — это первый вопрос, ответ на который должна дать ребенку школа.

Новые времена — новые герои. В этом учебном году ученики 7–11-х классов в школах Украины будут изучать творчество украинского «письменника», а по совместительству — нацистского коллаборациониста времен Второй мировой войны Уласа Самчука. Вплоть до недавнего времени имя этого писателя было широко известно лишь в узких кругах украинской диаспоры США и Канады. О художественных достоинствах его творений сложно судить, не зная украинского языка. Однако тот факт, что Самчук имел возможность свободно публиковать их на Западе (после войны он около 40 лет прожил в Канаде), но тем не менее они не привлекли особого внимания международной литературной общественности, говорит сам за себя. Думаю, что если была бы хоть малейшая возможность раскрутить этого враждебного Советскому Союзу писателя, это бы непременно сделали. Но уровень таланта не позволил Самчуку оказаться в одном ряду с такими звездами литературной эмиграции, как Бунин, Солженицын или Бродский.

Но дело не в литературном даре Самчука или в его отсутствии, а в некоторых пикантных подробностях его биографии. 75 лет назад, как раз 1 сентября 1941 года, в оккупированном немецкими нацистами Ровно вышел первый номер газеты «Волынь» с большим портретом Гитлера на первой полосе. Главным редактором этой газеты был тот самый Улас Самчук, на творчестве которого будут теперь воспитываться украинские детишки. Будучи одним из лидеров ОУН (Организация украинских националистов, запрещенная в РФ), «письменник» прибыл в Ровно в немецком обозе, в составе так называемой мельниковской «походной группы ОУН». (Мельниковцы и бандеровцы — это сторонники соответственно Андрея Мельника и Степана Бандеры, два конкурирующих между собой вплоть до смертоубийства крыла внутри ОУН.) В первом номере газеты помимо портрета Гитлера Самчук поместил хвалебную статью в честь фюрера, а также напечатал и свой собственный портрет (что снимает все сомнения относительно его личной ответственности за материалы газеты). После освобождения Украины советскими войсками будущий гуру сегодняшних украинских «патриотов» был вынужден покинуть «неньку» и бежать в Германию вместе с нацистами. Умер в Канаде в глубокой старости в 1987 году.

Что же представляла собой редактируемая Самчуком газета «Волынь»?

Владимир Корнилов.

— Практически в каждом крупном городе Украины, в который входили немцы, геббельсовские отделы «Пропаганда-штаффель» первым делом старались наладить выпуск коллаборационистской газеты и открыть общество «Просвита» («Просвещение». — М.П.) для украинизации местного населения и разжигания межнациональной розни, — говорит историк и политолог Владимир Корнилов. — Основная их цель заключалась в том, чтобы вбить клин между украинцами, русскими и, само собой, евреями. Поскольку в Центральной и тем более русскоязычной Восточной Украине своих коллаборационистских кадров оккупантам явно не хватало, немцы привозили их с собой в обозах из Германии и Галичины. 

Владимир Корнилов уже несколько лет занимается изучением газет, издававшихся нацистскими пропагандистами на оккупированной территории во время войны. Это действительно уникальные документы. Множество материалов свидетельствуют: утверждения сегодняшней киевской пропаганды о якобы имевшей место борьбе украинских националистов с гитлеровцами не соответствуют действительности. Более того, любому, ознакомившемуся с этими публикациями, становится ясно: на самом деле оуновцы с нацистами тесно сотрудничали.

— Сразу, как только эти газеты в конце 80-х были рассекречены и выведены из спецхранов, я залез в архивы и перелопатил гору нацистской прессы, издававшейся в годы оккупации моего родного региона — Донбасса, — рассказывает Владимир. — Я в то время еще студентом был. Но уже тогда заинтересовался тесным сотрудничеством украинских националистов и немецких нацистов, написал несколько научных статей на эту тему. Тогда архивы еще не имели ни ксероксов, ни сканеров. Поэтому многие материалы хранятся у меня в рукописном, переписанном виде, в массе блокнотов. По мере развития националистических и неонацистских идей на Украине эта тема стала более чем актуальной. Ну а когда узнаваемые мною персонажи, фигурировавшие в нацистской прессе как самые яростные коллаборационисты, стали открыто прославляться на Украине, я решил вернуться ко многим своим записям и расширил ареал изучаемой прессы — теперь знакомлюсь не только с донбасскими, но и с украинскими образчиками геббельсовской пропаганды. Во что это в итоге выльется, еще не знаю. Пока это просто проект в Интернете, посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны. Каждый день войны — новые публикации в коллаборационистских газетах. Я их выкладываю в хронологическом порядке и так надеюсь добраться до дня освобождения Украины.

— В какой степени эти издания контролировались немцами, а в какой — были плодом самодеятельности украинских исполнителей?

— Все оккупационные газеты проходили жесткую цензуру в геббельсовских отделах пропаганды. Это дело было поставлено на поток, каждое СМИ курировалось и на местах, и из центральных органов рейхспропаганды, каждую газету оперативно и целенаправленно снабжали «типовыми» материалами, прославлявшими Гитлера и силу немецкого оружия.

— На Украине сейчас активно насаждается мнение, что украинские националисты во время войны не сотрудничали с Гитлером, а, напротив, воевали на два фронта — и с немцами, и с красными. 

— Я могу привести массу примеров сотрудничества всей ОУН и отдельных лидеров украинского националистического движения с нацистским режимом. В большинстве случаев редакторами этих газет и активными авторами были активисты ОУН, которых немцы привозили в оккупированные города в своих обозах. Повторюсь: ОУН не только не сражалась с немецкими оккупантами, а активно сотрудничала с ними, являясь украинским подразделением геббельсовских отделов пропаганды. И данные газеты — лишнее тому подтверждение.

То есть распределение ролей было таким: немцы — заказчики, вдохновители, кураторы и цензоры. Исполнители — оуновцы: бандеровцы и мельниковцы. В соответствии с нацистской идеологией каждому народу в объединенной под чутким немецким руководством Европе была уготована своя судьба. Украинцы, как и другие славяне, были отнесены идеологами Третьего рейха к «низшей расе». В будущем их ждал рабский труд или смерть. Украинские города должны были быть разрушены, а опустевшие земли Украины заселены немецкими фермерами. Об отношении немцев к украинцам как к животным говорит хотя бы тот факт, что украинские остарбайтеры подлежали смертной казни за половые контакты с немецким населением. Вагоны с этими остарбайтерами уже шли в Германию. На оккупированных территориях проводились массовые казни. Однако бдительность стада, ведомого на бойню, требовалось усыпить и создать видимость обычной, нормальной жизни. Этим целям и служили издаваемые украинскими коллаборантами газеты. Их было много, этих газет. 

Номер газеты «Стрыйськи висти» за 4 сентября 1941 года. Данная газета также издавалась геббельсовским отделом пропаганды. В ней опубликовано обращение ОУН, в котором сказано, что «скоро вся Украина будет освобождена от кровавой Москвы». А заканчивается обращение словами: «Слава Немецкой непобедимой Армии! Смерть палачам Украины! Слава Украине! Героям слава!». Из этой публикации сразу становится понятно, как храбро ОУН воевала с Гитлером.

Один из создателей ОУН, Осип Боднарович, был во время оккупации ответственным редактором нацистской газеты «Львивськи висти». 

Номер газеты «Стрыйськи висти» за 4 сентября 1941 года.

3 сентября 1941 года газета поместила заметку под заголовком «Заходите, гости дорогие». «Гости дорогие» — это немецкие оккупанты. Газета писала о том, как радостно встречали немцев галичане: «Флагами, цветами, триумфальными арками приветствовало в каждом селе украинское население героическую немецкую армию. Хоть было горячее время полевых работ, по некоторым местностям селяне целыми часами выжидали гостей с Запада на прибранных майданах под церковью. А дождавшись, принимали чем хата богата, приветствовали как дорогих братьев». После этого осчастливленное оккупантами население принималось якобы за организацию «украинской милиции», которая «вычистила околицу от бандитских и еврейско-большевистских элементов, отобрала награбленное государственное имущество, собрала оружие и отдала в распоряжение немецким властям». Борьба с гитлеровскими нацистами налицо!

— Как на самом деле встречало немцев население западных областей Украины? — спросила я у Владимира Корнилова.

— Ни один регион СССР, оккупируемый немцами, не встречал нацистов так шумно, так радостно и так пышно, как Галичина. И это неоспоримый факт! — утверждает политолог. — Мне часто доводилось слышать обиженные возгласы галичан: мол, всюду находились свои коллаборационисты. Да, конечно, находились. Но вы не найдете в других регионах ни одной фотографии таких массовых торжественных встреч нацистов, какие устраивались в городах и селах Западной Украины. Ни в Полтаве, ни в Миргороде, ни в Запорожье, ни тем более в Донбассе немцев так не встречали. И кстати, в этих регионах местное население не устраивало жестоких еврейских погромов, как это сделали украинцы Львова и ряда других населенных пунктов Галичины в июне-июле 1941-го. Поэтому мы должны разделять украинский и галицкий коллаборационизм — по своему размаху, значению, идеологической наполняемости это были не совсем идентичные явления. Кроме того, не надо забывать, что в связи с нехваткой кадров на востоке немцы часто везли туда коллаборационистов из Галичины.

— Содержались ли в этих газетах призывы к физическому истреблению русских, евреев, поляков, цыган и т.д.?

— Ну, положим, и в нацистских газетах Германии вы не найдете прямых призывов к массовым убийствам, к газовым камерам и истреблению целых народов. Однако и немецкая, и украинская нацистская пресса были едины в прославлении арийской расовой теории. Во многих украинских (особенно галицких) газетах вы найдете массу статей, в которых подчеркивались различия между украинцами и русскими, доказывались идеи «неполноценности москалей», их «дикости» и «варварства» — само собой, в противовес проводились идеи «европейской интеграции» Украины. Многие из этих тезисов вы найдете и сейчас в современной украинской прессе. Во многих статьях выражалось и удовольствие от того, как нацисты решали «еврейский вопрос» на оккупированных территориях. И, конечно же, хватало откровенно ненавистнических высказываний в адрес поляков.

— Можно ли говорить о проявлениях антисемитизма в этих газетах?

— Если практически в каждом номере можно было прочитать слова «жид» или «жидо-большевизм», публиковались карикатуры, изображавшие советское руководство с «еврейскими» носами, публиковались объявления, обязывавшие евреев носить опознавательные знаки и подчиняться особому распорядку, то можно ли сомневаться в том, что это были антисемитские газеты?

Стоит подчеркнуть, что эти идейные, по мнению нынешних киевских властей, «борцы с большевизмом» воевали не просто с большевизмом, а с «еврейским большевизмом», о чем и написано практически в каждом номере этих газет.

Все та же газета «Волынь», издаваемая в Ровно и редактируемая писателем Уласом Самчуком, в сентябре 1941 года писала: «Все элементы, которые проживают в наших городах, то ли жиды, то ли поляки, должны исчезнуть. Жидовский вопрос в данный момент решается, и его решение будет частью плана тотальной реорганизации Европы».

4 сентября 1941 года вышел первый номер газеты «Камьянськи висти». Вышел он в Днепродзержинске, переименованном нацистами в Камьянське. Заголовок на первой полосе гласит: «Украинский народ должен непоколебимо верить в нового творца Европы, в Адольфа Гитлера; все, что делает этот человек, является целесообразным и благословлено богом». Данную газету курировал назначенный немцами бургомистр города, украинский националист Алексей Самойленко. Впоследствии он бежал на Запад и стал видным деятелем украинской эмиграции под именем Олекса Калиник. В 1953 году он издал в Мюнхене книгу «Коммунизм — враг человечества», потом жил в США, организовал Союз украинской молодежи и умер в Нью-Йорке в 2001 году в возрасте 92 лет.

Первый номер газеты «Волынь». На одной полосе— портрет Гитлера и фото главного редактора газеты Уласа Самчука. Ныне портреты Самчука можно обнаружить на украинских монетах.

— Какие коллаборантские организации того времени возродились на Украине после обретения ею независимости?

— Да практически названия всех тех украинских организаций, которые использовались в годы оккупации, были возрождены еще в конце 80-х — начале 90-х годов. Появились те же «Просвиты», появились те же Спилки украинской молодежи (СУМ), появилась и официально зарегистрирована ОУН — теперь это и партия, и название батальона, воюющего против дончан. Пожалуй, единственная организация тех времен, которая не возродилась нынче в связи с ее «несвоевременным» названием — это Союз украинских фашистов (который, кстати, был одним из соучредителей ОУН). Вместо этого современные украинские нацисты создали Социал-национальную партию (как вы понимаете, созвучие с Национал-социалистической партией не случайно). Правда, позже эта партия поменяла название и стала называться «Свободой». Да-да, той самой «Свободой» Олега Тягныбока.

— Какие силы и персонажи сейчас на Украине задействованы в написании «альтернативной» истории?

— Украина все последние годы занята отбеливанием своих коллаборационистов и их героизацией. Практически каждое историческое и пропагандистское учреждение занято сейчас этой задачей. Но во главе данного процесса, несомненно, стоит созданный еще при Ющенко Институт национальной памяти. После победы Майдана это учреждение возглавил открытый апологет Бандеры Владимир Вьятрович, печально известный на Украине в связи с откровенными псевдоисторическими фейками на тему УПА и голода 1930-х.

— Говорят, что рукописи не горят. Но я думаю, что если это кому-нибудь очень нужно, то горят просто замечательно. Есть ли опасность уничтожения на Украине архивов с документами, разоблачающими бандеровцев?

— Вы знаете, у меня серьезные опасения по поводу того, что некоторые «неудобные» документы уже исчезли безвозвратно. Ведь Вьятрович занимал должность главы архива СБУ, где содержатся до сих пор нерассекреченные дела нацистских коллаборационистов. Но при этом многие документы уже оцифрованы и доступны онлайн, разошлись по частным коллекциям и архивам. Украинский Интернет просто забит данными материалами. Дело в том, что современные украинские националисты уже не только не стесняются того факта, что их идейные предтечи активно сотрудничали с гитлеровскими нацистами, но и очень гордятся этим. Если еще недавно они делились этими документами лишь между собой, старались не афишировать эти факты, то теперь на Украине об этом открыто издают книги, выпускают телепередачи, даже вывешивают билборды и ситилайты (как в случае с героизацией дивизии СС «Галичина»). Так что эти рукописи уже не сгорят...

«Бунт» на коленях

В биографии Уласа Самчука есть один эпизод, который, по мнению «свидомых» историков, ставит под сомнение факт его коллаборационизма. В 1942 году, после публикации в газете «Волынь» «антинемецкой» статьи «Так было — так будет», Самчук был арестован службой безопасности СД и помещен в ровенскую тюрьму. Целый месяц (!) будущий классик украинской литературы томился в застенках, а потом был освобожден благодаря заступничеству своего давнего покровителя, некоего Германа Блюме. Эта странная дружба между будущим видным функционером рейха и украинским гастарбайтером (Самчук одно время трудился в Германии батраком) зародилась еще в 20‑е годы, причем Блюме спонсировал обучение друга в университете. В 1942 году приятель Самчука, как пишут его биографы, работал в Ровно на высокой должности начальника гражданской полиции рейхскомиссариата Украина. Можно предположить, что словами «гражданская полиция» обозначается сформированная из местного населения т.н. вспомогательная служба полиции порядка. Эта «замечательная» во всех смыслах полиция, которой руководил дружок Самчука, к тому времени уже успела отметиться во многих знаковых мероприятиях. В частности, в уничтожении только к концу осени 1941 года 150–200 тысяч евреев Украины. И до кучи множества цыган и коммунистов. Такой был замечательный друг у героического борца за светлое будущее украинского народа.

После чудесного вызволения из темницы отважный украинский диссидент продолжил службу у немцев. А затем отбыл в Германию вместе с оккупационными войсками. Возможно, знаменитая его статья была не такой уж «антинемецкой»? Самчуковеды отмечают, что она была написана «эзоповым языком». Язык был настолько эзопов, что даже бдительная немецкая цензура не сразу просекла крамолу. Немцы очухались только через неделю, уничтожив часть уже отпечатанного тиража газеты. Сочли бы дело серьезным — тираж был бы уничтожен вместе с автором. Но особой опасности эта осторожная фронда со стороны в целом нужного и полезного сотрудника для них не представляла.

«Бунт» Самчука объясняется просто. В начале 1942 года украинские коллаборационисты переживали состояние «большого облома». Выяснилось, что немецкие «освободители от еврейско-большевистского ига» никакого украинского государства позволять не собираются. Особо обнаглевших коллаборантов нацисты начали понемногу расстреливать. В том числе и друзей Самчука. Его это не могло не тревожить. Как и другие украинские националисты, он, вероятно, питал иллюзии, что сможет использовать немцев в своих интересах. А по факту сам был использован немцами, будучи вместе со своей газетой частью геббельсовской машины пропаганды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27203 от 14 сентября 2016

Заголовок в газете: Они больше не стесняются

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру