Началось все с интервью министра иностранных дел Люксембурга изданию Die Welt – Жан Ассельборн упрекнул Венгрию в строительстве стены «от беженцев», готовности местных властей в них стрелять, нарушениях в стране свободы СМИ и судебной независимости, и призвал к ее исключению из ЕС «навсегда».
Ассельборн также раскритиковал венгерского премьер-министра Виктора Орбана, известного своими негативными заявлениями в адрес беженцев-мусульман.
Глава МИД Люксембурга предложил и конкретный механизм исключения из ЕС: по его мнению, Лиссабонский договор необходимо изменить в той части, которая касается выхода из состава ЕС. Ассельборн пояснил, что будет справедливо, если решение этой проблемы не будет требовать единодушия всех стран-членов ЕС.
Вопрос о том, должна ли Венгрия принять по квоте ЕС 160 тысяч мигрантов, власти страны, напомним, даже решили выставить на народный референдум. Правда, в случае, если Будапешт откажется принимать приезжих так, как этого хочет Брюссель, ему придется заплатить штраф в сотни миллионов евро.
Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер уже заявил, что слова его люксембургского коллеги не являются согласованной позицией Евросоюза. А вот венгерская сторона отреагировала крайне негативно. Глава МИД Венгрии Петер Сийарто в ответ на требование об исключении назвал Ассельборна легкомысленным политиком, разрушающим безопасность и культуру Европы.
«Нигде не прописана процедура исключения из ЕС, - поясняет «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Такого нет. Есть только вариант, при котором сама страна хочет выйти из объединения. Мы видим это на примере Brexit.
Что касается каких-то санкций, то с Амстердамского договора (вступил в силу в 1999 году - «МК») все это заложено. Если страна-член ЕС нарушает фундаментальные права - есть такое понятие - ,в этом случае на страну могут быть наложены определенные санкции. Например, это было в случае с Австрией, когда Австрийская партия свободы (ее возглавлял на тот момент крайне правый политик-популист Йорг Хайдер - «МК») вошла в правительство в 2000 году. Тогда встречи с австрийцами свели до технического уровня. Они долго бойкотировались в органах ЕС.
Брюссель может отключить конкретную страну от каких-то финансовых проектов, к которым подключены все. Венгрия в том числе. Поэтому на территории Венгрии может быть приостановлено проведение проектов региональной политики, проектов, связанных с официальным фондом ЕС».
«Заявление главы МИД Люксембурга носит, скорее, декларативный характер, – отмечает Александр Тэвдой-Бурмули. – Я не жду конкретных последствий. Скорее, это некое резкое предупреждение о том, что может возникнуть в длительной перспективе. С одной стороны, Люксембург – маленькая страна. С другой стороны, это центр Европы, поэтому то, что говорят люксембуржцы, будет восприниматься так, как если бы это говорили крупные страны, типа Франции и Германии. Устами Люксембурга государства «ядра» ЕС предупреждают Венгрию, что если она будет плохо себя вести, могут наступить какие-то последствия».