Думские выборы 18 сентября могут стать одними из самых интересных в современной российской истории. Но с одним условием — если этого захотят сами избиратели.
Теледебаты с участием представителей всех 14 партий, участвующих в нынешней избирательной кампании, продемонстрировали, что в выборах участвуют представители всех основных идеологических течений. В этом принципиальное отличие нынешних выборов от кампании 2011 года, когда количество участников было сокращено почти до минимума — семь партий, а избирательный барьер был запредельно высок (7%), что лишало три партии всяких шансов его преодолеть.
И большинство из партий сейчас реально борются за результат, хотя задачи у них могут быть самыми разными. Это конкуренция за второе место. Если раньше оно было гарантированно коммунистическим, то сейчас на пятки КПРФ наступает ЛДПР Владимира Жириновского. Правда, избиратель Геннадия Зюганова куда более дисциплинирован (поэтому шансы коммунистов на «серебро» в избирательной гонке до сих пор представляются более предпочтительными), но Жириновский получает новые голоса избирателей, которые настроены протестно, но считают коммунистов слишком архаичными.
У КПРФ же ситуация непростая. С одной стороны, партия выдвинула, в том числе в московских округах, целый ряд молодых политиков, которые могли бы стать ее новым «лицом». Но с другой — в агитационной кампании коммунистов на федеральном уровне, как и раньше, основную роль играют хорошо известные партийные ветераны. Понятно, что тем самым КПРФ идет навстречу своему ядерному электорату, который не хочет никаких перемен в облике партии, но, одновременно, она отталкивает часть потенциальных избирателей, которых тут же «подхватывает» Жириновский.
Для части партий задачей является прохождение в Думу. Это в первую очередь «Справедливая Россия», как обычно улучшившая свой рейтинг уже на начальной стадии избирательной кампании. Скорее всего, «эсеры» будут представлены в следующей Думе самостоятельной фракцией, хотя ее численность может уменьшиться. Если в 2011 году партия за счет голосов «рассерженных горожан» смогла прорваться на третье место, то сейчас ее обходит ЛДПР. Да и потери за счет перехода на смешанную избирательную систему партии будет компенсировать непросто. У нее есть несколько сильных одномандатников (в том числе в округах, где «единороссы» не выставили своих кандидатов), но их будет недостаточно для того, чтобы подтянуться к результату партии пятилетней давности.
Наиболее вероятным на сегодняшний момент представляется «консервативный» сценарий четырехпартийного парламента с теми же фракциями, что и сейчас. Среди партий, надеющихся на прорыв в Думу в последние дни кампании, можно назвать ярко выраженные идеологические партии — имперскую «Родину» и социал-либеральное «Яблоко» (тем более что избирательный барьер снижен до 5%). У «Родины» есть небольшое преимущество — у нее первый номер в избирательном бюллетене. Эти же партии будут бороться как минимум за 3%-ный результат, обеспечивающий госфинансирование. На 3% претендуют также ПАРНАС, Партия роста, «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС).
Самую неожиданную эволюцию за период выборов проделал ПАРНАС, который предпочел азартную игру, борясь за голоса не только либералов, но и других протестных групп, в том числе и националистов. Впрочем, не факт, что «ноги не разъедутся» — все же речь идет о разных целевых аудиториях с несовпадающими интересами. Шанс «Коммунистов России» связан с тем, что они находятся в бюллетене выше, чем КПРФ. «Ядерный» избиратель Зюганова, конечно, отличит одну компартию от другой, а периферийный может и перепутать. Партия роста делает ставку на массированную агитационную кампанию и на присутствие в списке известных персон. Что касается РППС, то, с одной стороны, она ведет достаточно слабую кампанию, да еще и раскололась на ее старте. Но с другой — само название «Партия пенсионеров» вызывает сентиментальные чувства — люди вспоминают о своих пожилых родителях, которым они всем обязаны и не могут отдать свой долг. При этом голосующие за такую партию избиратели не занимаются тщательным изучением избирательных списков и выяснением вопроса, сколько в них присутствует пенсионеров.
Однако главная интрига выборов — явка. Понятно, что на них придут самые последовательные сторонники «Единой России» и КПРФ — и те и другие достаточно легко мобилизуемы. С остальными партиями сложнее — при более высокой явке ЛДПР и «Справедливая Россия» могут рассчитывать на дополнительные мандаты. А судьба внепарламентских партий полностью зависит от того, придут ли их потенциальные избиратели на участки.
Другое дело, что качество кампаний этих партий носит разный характер — как, впрочем, и в 90-е годы, когда было немало и находок, и провалов вроде «бычка Вани» из роликов Блока Ивана Рыбкина. Кстати, сейчас откровенных нелепостей все же меньше — если раньше политтехнологи нередко продвигались «на ощупь», то сейчас совсем уж неудачные опыты обычно отсеиваются в результате социологических исследований. Проблема, однако, в другом: многим партиям трудно определить собственную целевую аудиторию, потенциальный электорат, на работе с которым следует сосредоточить основное внимание. Отсюда и расплывчатые сигналы, которые не всегда «улавливаются» избирателями.
Впрочем, даже удачные пиаровские ходы необязательно приведут к успеху. Политику нередко сравнивают с театром, но даже хорошие артисты не всегда собирают полный зал. Тем более что сейчас российское общество втянулось в депрессию — завышенные «посткрымские» ожидания во многом не оправдались, но и протестные настроения пока носят умеренный характер. В этой ситуации люди чаще всего «уходят в себя», занимаясь семейными проблемами, поисками дополнительного заработка. Их интерес к политике носит довольно слабый характер, хотя перед выборами он под влиянием телевидения и растет. Вопрос в том, насколько политический спрос соответствует расширившемуся предложению.
По данным исследований, сторонники внепарламентских партий достаточно серьезно интересуются «своими» кандидатами и теледебатами с их участием. Вполне естественно, что за предвыборные недели повысилась узнаваемость этих партий. Соответственно, если в ходе кампании у таких избирателей пробудится эмоция, то может заработать сарафанное радио, способствующее электоральной мобилизации в пользу хотя бы одной партии. Только для такой мобилизации не только партии должны заинтересовать граждан, но и избиратели — прийти на участки, а не оставаться дома. В противном случае им некого будет винить в том, что политики, которым они симпатизировали больше, чем другим, не прошли в Думу. Для внепарламентских партий старый лозунг «Все на выборы!» является сейчас особенно важным: для некоторых из них речь идет не только об успехе, но и о выживании.