Но только не ждите, что Владимир Владимирович в обозримом будущем в этом признается. Не признается — не признается и правильно сделает. Признаться — означает поломать себе всю игру и пойти наперекор всем российским политическим традициям.
Поэтому не ждите от Путина четких и определенных заявлений по поводу своих намерений на 2018 год. Ждите от него продолжения игры в «кошки-мышки», туманных намеков и многочисленных «обманок» и «спойлеров» по поводу своих потенциальных преемников. А если не хотите, то можете не ждать. Результат все равно будет один: в 2018 году нам светит Путин, только Путин, никто кроме Путина.
«Сталин прошел к трибуне и сказал: «На пленуме ЦК не нужны аплодисменты. Нужно решать вопросы без эмоций, по-деловому. А я прошу освободить меня от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР. Я уже стар. Бумаг не читаю. Изберите себе другого секретаря!» Сидевшие в зале зашумели. Маршал С.К. Тимошенко поднялся из первых рядов и громко заявил: «Товарищ Сталин, народ не поймет этого! Мы все как один избираем вас своим руководителем-генеральным секретарем ЦК КПСС. Другого решения быть не может». Все, стоя, горячо аплодируя, поддержали товарища Тимошенко. Сталин долго стоял и смотрел в зал, потом махнул рукой и сел».
Я привел здесь это воспоминание тогдашнего первого секретаря курского обкома КПСС Леонида Ефремова о пленуме ЦК партии 16 октября 1952 года, естественно, вовсе не для того, чтобы сравнить Сталина и Путина.
Я вспомнил о событии, которое имело место ровно девять дней спустя после появления ВВП на свет, для того, чтобы в максимально сжатой форме изложить суть наших традиций в вопросе преемственности власти.
Главная из этих традиций состоит в том, что доминирующая фигура на политической сцене страны должна всячески изображать смирение, намекать на свою усталость и готовность отказаться от власти. Право изменить свою позицию верховный лидер имеет лишь после того, как услышит сакраментальную фразу: «Да вы что! Народ этого не поймет! Народ требует только вас!»
По моему глубокому убеждению, интервью Владимира Путина агентству Bloomberg стало той отправной точкой, начиная с которой относительно президентских выборов 2018 года будет разыгрываться именно этот сценарий.
Путин любит оставлять себе возможность выбора до самого последнего возможного момента. Поэтому фразу ВВП «Я могу либо принять участие в выборах, либо не принимать» не стоит воспринимать как чистое кокетство. Воспринимать эту фразу стоит только в тесной связке со следующей: «Я могу либо принять участие в выборах, либо не принимать. Если не буду принимать участие, то тогда будет избран другой глава государства, другой президент, и тогда уже сами граждане решат, за кого нужно проголосовать».
Я считаю, что, выдав такое заявление, бывалый разведчик Владимир Путин «прокололся» и разрушил себе «легенду». Из слов ВВП прямо вытекает: если он решит принять участие в выборах 2018 года, то у других кандидатов не будет вообще никаких шансов. Естественно, в этом и без признания Владимира Владимировича никто не сомневался. Но Владимиру Владимировичу полагалось притворяться: мол, если я решу баллотироваться, то у меня будут серьезные соперники, победить которых мне удастся только в ходе упорной борьбы!
Тот факт, что притворяться ВВП не стал, является в моих глазах еще одним доказательством: Путин считает себя «человеком судьбы», человеком, на которого возложена историческая миссия вернуть России ее былую мощь и ее былое влияние на международной арене. Как следует из того, что творится сейчас вокруг нас, эта миссия еще очень далека от завершения. А, значит, Путину обязательно потребуется еще один президентский срок — срок, по окончанию которого вопрос о новом президенте действительно встанет. Конституцию РФ, как мы все хорошо знаем, Владимир Владимирович Путин не нарушает.
Но не слишком ли мы далеко заглянули в будущее? Мне кажется, что слишком. Пока у нас на повестке дня президентские выборы 2018 года, по поводу своего участия в которых Владимир Владимирович все правильно сказал: «В современном, быстро меняющемся мире говорить об этом просто вредно». «Вредно» - не потому, что исторические традиции нельзя нарушать. «Вредно» потому, что нарушение традиций в данном случае означает рытье ямы для самого себя.
В кого бы превратился Путин, если бы он уже сейчас заявил о своем желании остаться в президентах еще на один срок? В государственного деятеля, совершившего очень неуклюжий политический маневр. ВВП на коню убил бы всю интригу. ВВП превратил бы себя в идеальную мишень для обвинений во властолюбии. А зачем это Путину нужно? Правильно, незачем. «Убивать интригу» - это совсем не в стиле нашего главы государства. В его стиле — нынешнее положение вещей: все все понимают, но интрига, тем не менее, живет и процветает.