Практику тайного содержания под стражей, упрямо отрицаемую официальным Киевом, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Джон Дальхейсен охарактеризовал как «гротескную». Правозащитник намерен настаивать на расследовании этих нарушений и на восстановлении справедливости «по отношению к жертвам преследований».
Вчерашней публикации доклада предшествовала встреча правозащитников с Главным военным прокурором Украины Анатолием Матиосом. Генералу передали список из шестнадцати человек, предположительно содержавшихся в «несуществующей» в Харькове тюрьме. Двенадцать из тринадцати отпущенных политических узников, как позднее оказалось, фигурировали в этом самом списке...
Как минимум трое из пяти освобожденных, с кем успели встретиться правозащитники из международных организаций, намерены добиваться справедливости.
Так, Виктор Ашихин за проведенные в неволе 597 суток трижды перевозился на другие объекты; так власти пытались скрыть от независимых наблюдателей факт его незаконного содержания под стражей.
Николай Вакарук был похищен из собственного дома в Украинске Донецкой области 9 декабря 2014 года. В октябре 2015-го его привезли в харьковскую больницу №17, зарегистрировав в приемном отделении под вымышленным именем «Сергея Петровича». Прооперированный по поводу удаления почки пробыл 10 дней в палате интенсивной терапии и еще 20 дней «на реабилитации». Вакаруку почти месяц пришлось жить прикованным наручниками к металлической койке; рядом все это время находился оперсотрудник СБУ.
Николай Вакарук, Виктор Ашихин и Дмитрий Королев при освобождении получили от сотрудника украинской спецслужбы, помимо паспортов, по 50-200 гривен «на транспортные расходы» (от 2 до 10 долларов США). Их предупредили о «крайней желательности» молчания о мытарствах под стражей СБУ и о неминуемых «серьезных последствиях» для каждого – в случае если незаконно удерживавшиеся в тюрьме вздумают поделиться впечатлениями с общественностью.
Двое из пяти опрошенных попросили свои имена не обнародовать, поскольку опасаются повторения репрессий.
Правозащитники Amnesty International и Human Rights Watch располагают данными по меньшей мере о пяти узниках «тайных тюрем СБУ», двое из которых являются гражданами Российской Федерации. Один из незаконно удерживаемых, возможно, психически нездоров.
В частности, в докладе упоминается россиянин Владимир Безобразов, арестованный в мае 2014 года во время отдыха с семьей на Каролино-Бугазе Одесской области «за публичные высказывания в кафе в поддержку пророссийских сепаратистов». Пробыв две недели на базе пограничников, Безобразов «вспомнил», что его послали в черноморский поселок с целью «вербовки боевиков». После этого россиянину вменили «покушение на территориальную целостность украинского государства» (ст. 110 УК Украины). Во время суда Безобразов отказался о прежде данных признаний, заявив, что делал их под давлением. В марте 2015 года по совету адвоката Владимир Безобразов передумал и вновь подтвердил предыдущие показания: в этом случае ему было обещан обмен одного из украинских военнослужащих, взятых в плен под Луганском.
6 марта 2015 года Овидиопольский районный суд дал Безобразову 3 года условно и освободил из-под стражи. Покидавшего здание суда российского гражданина тем не менее усадили в подъехавший фургон – и с той поры он считается пропавшим без вести.
В мае 2015 года матери Владимира Безобразова Людмиле Коробовой передали от одного из харьковчан, проведших некоторое время в тамошнем СБУ, весточку о сыне. В период с мая по август Коробовой позвонили несколько выпущенных на свободу сокамерников ее сына, а однажды из некоего учреждения в Харькове женщине дозвонился сам Владимир...
Как считает Джон Дальхейсен, замалчивание данной проблемы - не в интересах Украины.