На прошлой неделе газета Hurriyett выдала дипломатический "секрет": оказывается, президент Казахстана был основным посредником в переговорах между Москвой и Анкарой, и много сделал для того, чтобы это примирение состоялось. По сведениям журналистов, во время Питерского экономического форума Назарбаеву удалось убедить Путина принять письмо с извинениями от Эрдогана. Потом он лично вычитал подготовленный дипломатами и переводчиками русскоязычный вариант послания. И наконец, организовал его передачу через помощника ВВП Юрия Ушакова на саммите ШОС в Узбекистане.
Поскольку Hurriyett равно как и остальные турецкие СМИ после попытки переворота находится под жестким контролем государства, особого повода сомневаться в справедливости изложенных фактов нет. Да и сам Эрдоган уже успел публично поблагодарить Назарбаева за посредничество в урегулировании российско-турецкого кризиса. "Мой друг провел много переговоров с президентом Путиным в сложный период, когда у нас с Россией испортились отношения, и внес большой вклад в то, чтобы их исправить", — заявил турецкий лидер на совместной пресс-конференции с казахстанским коллегой в Анкаре 5 августа. Кстати, для этого визита, случившегося накануне решающей встречи Эрдогана и Путина в Петербурге, у Нурсалтана Назарбаева тоже не было видимых причин - с конца апреля, когда он последний раз посещал Турцию, в двусторонней повестке вряд ли что-либо кардинально изменилось.
Российские политологи и эксперты заранее прогнозировали, что основным лейтмотивом поездки Назарбаева в Сочи станет восстановление российско-турецких отношений и те перспективы, которое оно открывает для Казахстана, евразийской интеграции и всего региона. Они оказались правы, но не до конца. Путин, действительно, вслед за Эрдоганом поблагодарил гостя за его дипломатические усилия. "Ваша посредническая миссия увенчалась успехом. Мы искренне стремимся к восстановлению полноформатных отношений с дружественной нам Турцией", - заявил ВВП перед началом переговоров в "Бочаровом ручье", особо отметив уникальный характер многолетней российско-турецкой дружбы. По словам президента, недавний визит Эрдогана в Россию подтвердил "обоюдный настрой" не просто восстановить прежние отношения и связи, но и вывести их на более высокий уровень.
- В том конфликте мы четко придерживались позиции России, - поспешил заверить Назарбаев, - Но с ними (турками) у нас тоже есть связь. И если в чем-то была моя помощь, то я считаю, что это хорошо.
- Да, это так и есть, - поддержал Путин.
Впрочем, на этом посредническая роль президента Казахстана, по всей видимости, не заканчивается. Воодушевившись успехом одной миссии, он, похоже, принялся за другую. И возможно не за одну. Ведь только на постсоветском пространстве есть, как минимум, две горячие точки - Украина и Нагорный Карабах. "Стараюсь включаться по мере возможности", - скромно заметил Назарбаев.
- Недавно мне звонил Порошенко, - сообщил он, поглядывая на Путина, - И сказал, что принять статус (закон о статусе, на котором настаивает Кремль) Донбасса и другой республики, которая там есть, нельзя - нет у него большинства в Раде. Подобные заявления, по мнению президента Казахстана, свидетельствуют о готовности Порошенко искать компромиссы в вопросе урегулирования ситуации на юго-востоке Украины. Но к сожалению, - не все в его власти.
Владимир Путин выслушал это признание с безучастным лицом. И к разочарованию журналистов оставил его без комментария. В своем приветственном слове он по традиции сделал акцент на российско-казахстанских отношениях: товарооброт снижается - нужно подробно обсудить, как остановить спад. Искушенный в византийских премудростях Назарбаев все понял правильно и настаивать не стал. Тем более, что заявку на новую посредническую миссию он уже сделал... Теперь мяч на другой стороне.