Как утверждают военные, для нанесения авиаударов по объектам террористических группировок в Сирии иранская авиабаза Хамадан подходит куда больше, чем Хмеймим. Сирийская тесновата для таких больших самолетов, как дальние бомбардировщики Ту-22М3.
Только за прошлую неделю Ту-22М3 выполнили три бомбардировки позиций боевиков. Но до настоящего времени для этого использовались аэродромы в Северной Осетии, откуда, к примеру, до Пальмиры – более 2000 км. Для сравнения: из Хамадана – всего 900 км. Это означает, что базирование Ту-22М3 в Хамадане позволит не только значительно сократить подлетное время бомбардировщиков к целям, но и за счет сокращения необходимого для полета веса топлива, даст возможность увеличить бомбовую нагрузку.
Одновременно накануне из российских военно-дипломатических источников стало известно, что Минобороны РФ запросило согласие Ирана и Ирака на использование воздушного пространства этих стран для пролета российских крылатых ракет.
Причем, в военном ведомстве и не скрывают, что 15 августа начались учения Каспийской флотилии, где боевую проверку пройдут ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», а также малые ракетные корабли «Град Свияжск» и «Великий Устюг» - все они оснащены дальними крылатыми ракетами «Калибр».
Это те самые «Калибры», которые в октябре 2015-го, выпущенные на Каспии, наделали в мире столько шуму, когда уничтожили на территории Сирии 11 объектов запрещенного в России «Исламского государства». Тогда траектория их полета тоже пролегала через воздушное пространство Ирана и Ирака, что, по словам представителя российского Генштаба, было согласовано заранее.
Относительно нынешних учений, в сообщении военного ведомства сказано, что их план предусматривает «проверку способности сил Каспийской флотилии к действиям при разрешении кризисных ситуаций, представляющих угрозу военной безопасности страны, в том числе террористического характера».
Кроме того, сейчас в Средиземном море проходят так же учения кораблей постоянного оперативного соединения ВМФ и ударной группы малых ракетных катеров «Зеленый Дол» и «Серпухов», которые так же вооружены «Калибрами».
Соответственно, напрашивается вывод: в самое ближайшее время не только российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 будут бомбить террористов в Сирии, но и наши ракетные корабли нанесут удары крылатыми ракетами по террористическим объектам на территории этой страны.
Это то, что касается военной стороны вопроса. О его политической составляющей – как и почему Иран согласился предоставить свою авиабазу для российских дальних бомбардировщиков – «МК» попросил рассказать директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова.
- Иранцы понимают, что ситуация - особенно на северо-западе Сирии и под Алеппо - очень тяжелая, - пояснил он. – Иран, безусловно, заинтересован в том, чтобы ее переломить. Но у него нет таких технических возможностей, как у России. Поэтому иранцы предоставили нам этот аэродром в Хамадане. Однако это – не окончательное решение проблемы, следует понимать, что до конца войны в Сирии еще очень далеко. В Алеппо идут бои, террористические группировки, включая бывшую Джебхат Ан-Нусра – ныне Джабхат Фатх аш-Шам (запрещены в России), объединены. Им оказана огромная, просто колоссальная помощь с территории Турции, в том числе американским вооружением. Они получили большое количество американских противотанковых средств последних модификаций и бог знает еще чего, и теперь перешли в контрнаступление. Их операция носит громкое название «Матерь всех битв». Причем, их контрнаступление – это не просто вылазки отдельных отрядов, а настоящая военная операция при активном взаимодействии с артиллерией. То есть полноценные войсковые действия с использованием частей тыла, госпиталей, штабов управления – все по правилам военной науки. Сейчас это контрнаступление пока захлебывается, благодаря ударам российской авиации и действиям наших союзников на земле. Но ситуация еще далека до разрешения. Что-то кардинально может поменяться лишь тогда, когда будут закрыты перевалы Азаз и Джалабруз. Третий переход в районе Манбиджа, так называемые сирийские демократические силы сейчас тоже активно используют. Поэтому необходимо закрыть турецкую границу – это самое важное. Без этого под Алеппо будет тяжело.