Минобороны решило вернуть с запасного пути эту, уже достаточно экзотичную технику, чтобы задействовать ее на специальных учениях системы материально-технического обеспечения, которые пройдут с 15 по 20 августа на территории нескольких военных округов.
На них будет отрабатываться большой комплекс задач, в том числе наведение наплавного железнодорожного моста, общей длиной более 400 метров, наведение автодорожных мостов и многое другое.
Конкретно бронепоезда, или как из называют в Вооруженных силах — спецпоезда, будут задействованы на этапе тренировок в Волгоградской области. Там будут использованы два спецпоезда "Амур" и "Байкал" отдельных восстановительных железнодорожных батальонов Южного военного округа. Основная задача бронепоездов - отработка задач по охране и обороне от диверсантов восстановленных железнодорожных мостов через водные преграды.
Ранее в войсках использовалось четыре спецпоезда - «Амур», «Байкал», «Терек» и «Дон», которые участвовали в контртеррористической операции в Чечне и дислоцировались на железнодорожном узле в Ханкале. Бронепоезда сопровождали эшелоны, обеспечивали безопасность саперов при ведении инженерной разведки на железнодорожных путях. Так же личный состава спецпоездов был задействован в ремонте и поддержании железнодорожной инфраструктуры.
После завершения контртеррористической операции в Чечне они были отогнаны на запасные пути. При министре обороны Сердюкове было принято решение ликвидировать поезда за ненадобностью, однако этого сделать не успели, а новый глава военного ведомства Сергей Шойгу отменил решение своего предшественника.
В состав бронепоезда входят два тепловоза, основной и резервный, и более десяти различных вагонов и платформ, в том числе бронированных, где установлено вооружение.
На каждом из спецпоездов на платформы загоняется либо боевая машина пехоты (БМП), либо танк, а так же устанавливается спаренная зенитная установка калибра 23 мм — ЗУ-23. Зенитные установки располагаются в передней и задней частях платформы. В бронепоезде находится стрелковый взвод со штатным вооружением. Кроме того, на спецпоезд обязательно устанавливаются «глушилки» для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств.