Примечательно, что 29 июля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждал, что агреман уже запрошен. При этом председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий 2 августа назвал Бабича новым послом России на Украине, который в ближайшее время должен вступить в свою должность.
Между тем, в Киеве сразу заявили, что никаких официальных запросов не получали и вообще не считают нужным обмениваться с Россией послами. В частности, параллельно с Ушаковым перед украинскими СМИ выступил директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев. По его словам, в России проживает около 3 млн граждан Украны, из которых примерно 300 человек ежедневно обращается за помощью в свое консульство в Москве, поэтому о разрыве дипломатических отношений речи быть не может. Но до тех пор, пока Крым остается в составе России и идет война на Донбассе, Киев не будет восстанавливать их в полном объеме. Кроме того, Макеев подчеркнул, что назначение нового посла всегда было непубличным процессом, и он не знает, хотела ли Москва унизить Киев тем, что огласила кандидатуру Бабича заранее, но как бы там ни было, Украина с честью вышла из сложившейся ситуации.
Напомним, что Киев отозвал своего посла в России еще в марте в 2014 года, с тех пор ее дипломатическую миссию возглавляет временный поверенный в делах Руслан Немчинский. После отставки посла Михаила Зурабова 28 июля, в российской представительстве сложилась точно такая же ситуация — функции посла теперь исполняет временный поверенный Сергей Торопов. Киев сложившейся статус-кво вполне устраивает. Но Москва явно рассчитывает на большее.
Эксперты рассказали «МК», к чему приведет новый виток дипломатического противостояния:
Константин ЗАТУЛИН, глава Института стран СНГ:
Вне зависимости от того, был это официальный запрос или нет, Украина в любом случае отказалась бы принимать нового посла. В Кремле это понимали, поэтому так долго не хотели менять Зурабова, который, несмотря на свои дружеские контакты с президентом Украины Петром Порошенко, не приносил России никакой пользы на своем посту. Но неожиданная кончина советника-посланника Андрея Воробьева, сделала дальнейшее промедление с заменой посла невозможным, так как именно Воробьев фактически руководил всей дипломатической миссией России. В свою очередь Украина отказала в назначении нового посла для того, чтобы продолжать взвинчивать русофобию и играть на руку тем, кто уже несколько лет призывает к разрыву дипломатических отношений с Москвой. В связи с этим стоит напомнить, что даже во времена Карибского кризиса СССР и США стремились найти возможность для неформального диалога. Однако, так как Украина совершенно не самостоятельна во внешней политике, она может баловаться с дипломатией: отказывается от посла и при этом еще чего-то требует от России. Это поведение не суверенного государства, а недоросля, и происходит это из-за того, что у Украины не было собственной государственности до 1991 года. Тем не менее, мы все равно восстановим наши отношения, только не с этими властями, а с другими, которые не будут воспевать Степана Бандеру, чтобы сохранить свое положение.
Андрей БУЗАРОВ, украинский эксперт по международным вопросам:
Крайне тяжело объяснить, почему высшее руководство России сначала заявляет, что агреман был, а потом отказывается от своих слов. Вряд ли была задача умышлено дезинформировать общество. Как бы там ни было, речь не идет о разрыве дипломатических отношений. Некоторые депутаты Верховной рады хотели разорвать отношения с Россией, но это было бы не выгодно прежде всего для самой Украины, и их предложение было отвергнуто. Но и о восстановлении отношении тоже никто не говорит. Полагаю, что между Москвой и Киевом по этому поводу были достигнуты некие секретные договоренности для того, чтобы оставить все как есть. Послов нет, но есть представительства, которые осуществляют консульские функции. Для России в этом нет ничего, так как в связи с ситуацией по Крыму и Донбассу Зурабов на протяжении двух лет практически не был активен. Кроме того, для России было бы не выгодно отправлять в Киев нового дипломата, так как он автоматически попал бы под прицел всех местных СМИ. Кроме того, Украина и Россия смогут восстановить свои отношения в будущем, даже в том случае, если Крым останется под контролем Москвы, а самопровозглашенные ДНР и ЛНР не вернутся в состав Украины. Похожая ситуация была в Грузии, где после поражение команды Михаила Саакашвили сначала в парламентских, а затем и в президентских выборах, Тбилиси сохранили прозападный курс, но вновь сделали Россию своим главным торговым партнером.