Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
- По моим сведениям, и по косвенным данным, которыми я с помощью политического анализа располагаю, Медведев сохранит пост премьера после сентябрьских выборов. То есть в обозримой перспективе его не заменит никто.
В определенный момент было похоже, что Медведева могут вскоре «уйти». Но сейчас я рискну предположить, что он сохранит пост премьера после 18 сентября — и до декабря 2017 года. Так что не могу вас порадовать свежими именами.
- А в принципе есть человек, способный заменить Медведева прямо сейчас, или же Дмитрий Анатольевич на данном этапе абсолютно незаменим?
- Работу Медведева в состоянии делать Игорь Шувалов. В различных непредвиденных случаях он может исполнять обязанности премьер-министра с сохранением всего функционала. Я так понимаю, что именно поэтому к Шувалову такое внимание проявляет наша несистемная оппозиция в последнее время.
А озвучивать имена, которые будут обсуждаться через полтора года, я именно сейчас не хотел бы.
Алексей МАКАРКИН, первый вице-президент Центра политических технологий:
- До выборов в Госдуму в любом случае премьером будет Медведев, а потом традиционно партия власти получит голосов меньше, чем ей бы хотелось, и начнутся разговоры о смене премьера.
Люди, которые отвергают существующую либеральную экономическую политику, начнут предлагать вариант кабинета министров во главе с Рогозиным или Глазьевым. Будут требовать патриотического подхода к экономической модели, жесткого государственного регулирования.
В то же время либеральная часть общества станет настаивать на продолжении и усилении рыночных реформ, на ослаблении роли силовиков в политике и экономике. Они предпочтут совсем другие фамилии, к примеру — Кудрина.
Но я думаю, что все эти варианты существуют только в информационном пространстве. Если говорить взвешенно, то вариант с Рогозиным или Глазьевым — это слишком резкий поворот. К тому же он может строиться на какой-то огромной, амбициозной государственной программе (к примеру — основанной на военно-промышленном комплексе), а на это сейчас не хватает ресурсов. И такая капания рискует не оживить экономику, а добить ее окончательно.
В то же время, приход в премьерское кресло Кудрина или других людей с этого поля потребует не только экономических, но и политических изменений. Среди их требований будут и снижение влияния силовиков на бизнес, и реформа судебной системы... Не думаю, что власть сейчас готова к реформам, которые затронут основы функционирования этой самой власти.
Поэтому я предполагаю, что тот человек, который сменит Медведева (а скорее всего это пройдет уже после президентских выборов 2018 года), будет другим. Его имя есть у экспертов, но оно не на слуху. Это будет совсем другой типаж по сравнению с теми, что звучат в медийном пространстве.
После президентских выборов 2018-го придется проводить оптимизационные реформы, то есть всякого рода урезания и сокращения. Придется повышать пенсионный возраст. Соответственно, премьером будет назначен человек, который готов к проклятьям в свой адрес, к неприятию своей деятельности. То есть — человек, за которым не стоит ни партия, ни общественное мнение. Это будет премьер, который не собирается делать политическую карьеру и которому нечего терять в электоральном смысле. Отсутствующие собственные политические амбиции не будут ему мешать выполнять поставленные президентом задачи. Он будет более резким, чем Медведев, потому что последний постоянно опасается подставить свою партию.
Я думаю, что премьер после Медведева по типажу будет похож на раннего Сердюкова в Министерстве обороны. Сердюков не боялся стать аллергеном. Пришедший в армию со стороны, из бизнеса и налоговой службы, он не страдал от ненависти всего военного сословия. И реформировал армию, осуществил очень серьезную организацию, не обращая внимания на отношение к себе и многочисленные протесты военных и ветеранов.
Такой типаж и заменит Медведева.