— Игорь Владимирович, вы уже ездили в Киров?
— Не ездил в Киров, а я уже работаю в Кирове.
— И как ваши первые впечатления от города, от команды, с которой придется работать?
— Самые приятные. Город с многовековой историей, красивый. Уже провел первое заседание правительства, плюс совещание с муниципальными руководителями. Сейчас определяемся с первоочередными задачами, над которыми будем работать.
— Вы это воспринимаете как повышение или понижение? Готовы к новому вызову?
— Это прежде всего большое доверие со стороны руководства страны. И, значит, точно повышение. Ситуация в регионе сложилась непростая после известных событий с предыдущим губернатором. В области живет почти 1,5 млн человек, безусловно, талантливых, инициативных. Все они достойны хорошей жизни. Регион с богатым потенциалом. Есть химическая промышленность, развито молочное животноводство, лесная отрасль. Я думаю, это интересный и серьезный вызов. Я чувствую ответственность перед людьми.
— Можете раскрыть детали назначения?
— Предложение получил от президента. Многим эти кадровые решения показались неожиданными. На самом деле оперативность действий диктуется необходимостью как можно быстрее приступить к работе, вмешаться в ситуацию. Надеюсь, мой опыт работы в Росреестре, в Счетной палате и Совете Федерации поможет решить накопившиеся в Кировской области проблемы.
— В Росреестре в этом году заработал сервис «Письмо руководителю», с помощью которого граждане могли написать электронное письмо лично вам. В Кирове подобное сделаете?
— А почему нет? Обратная связь с людьми очень важна. Вот смотрите, с февраля мне написали почти 7 тысяч электронных обращений. Я как руководитель погружался в детали каждой из проблем, что весьма полезно. Мы давали быструю обратную связь, настраивали нашу работу в соответствии с пожеланиями. Можно сказать, реализовали главный принцип — не люди для закона, а закон для людей.
— На что в первую очередь жаловались люди и из каких регионов?
— Лидеры, конечно, — наиболее экономически развитые субъекты, где совершается большинство сделок с недвижимостью. Интересуются граждане прежде всего кадастровой оценкой, вопросами электронных услуг.
— В I полугодии 2016 года граждане стали оспаривать кадастровую стоимость недвижимости чаще в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чем это объясняется?
— Во-первых, все больше субъектов переходит к взиманию налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, сама процедура оспаривания довольно проста. В комиссии при Росреестре в этом году поступило почти 15 тыс. заявлений о пересмотре результатов кадастровой оценки 30 тыс. объектов недвижимости (в основном земельных участков). Кстати, количество решений в пользу граждан — более 52%. Суммарная величина кадастровой стоимости объектов снизилась почти на 30%. Такую цифру непросто осознать. Это те 30%, которые были «накручены» независимыми оценщиками. Росреестр помог гражданам и бизнесу снизить несправедливо установленную кадастровую стоимость их недвижимости.
— Со следующего года согласно новому закону «О кадастровой оценке» полномочия по определению кадастровой стоимости полностью передаются государственным бюджетным учреждениям. Как это повлияет на качество оценки?
— В доме, в котором вы живете, сколько квартир?
— Больше трехсот. А что?
— Представьте, в вашем доме кто-то оспорил кадастровую стоимость, и в результате была выявлена ошибка, скорее всего, в большую сторону. При этом стоимость была снижена только в отношении заявителя, а по другим квартирам — нет. Сейчас каждый должен самостоятельно заниматься этим вопросом: платить независимому оценщику, обратиться в комиссию и т.д. В общем, тратить деньги, время, энергию, часть собственных нервов.
Со следующего года ничего этого делать будет не нужно. Если прецедент создан, корректировка произойдет автоматически у жильцов всего дома. Никуда ходить не нужно, исправление абсолютно бесплатное.
— Росреестр — однозначный лидер по оказанию услуг через Интернет. В первой половине 2016 года доля услуг Росреестра, оказываемых в электронном виде, составила 64,5%. Какие основные услуги пока не охвачены, когда до 100% доведете?
— У нас все публичные услуги, которые оказывает Росреестр, есть в электронном виде: регистрация прав собственности, постановка на кадастровый учет, выписки из реестра прав и кадастра недвижимости. Появилась возможность экстерриториальной подачи документов на регистрацию. Допустим, житель Санкт-Петербурга покупает склад во Владивостоке у человека, который живет в Москве. Раньше, чтобы совершить такую сделку, всем нужно было собраться во Владивостоке. Теперь это совсем не обязательно. Все можно сделать через Интернет, заверив документы электронной цифровой подписью. С учетом масштабов страны, стоимости билетов — это наше колоссальное достижение.
Мы получили и международное признание. В прошлом году Россия заняла 8-е место из 189 стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «регистрация собственности». В предыдущем рейтинге страна занимала 12-е место. А стартовали вообще в пятом десятке.
Росреестр пытается «виртуальный» опыт распространить на другие страны. Недавно соответствующий меморандум подписали с китайскими коллегами.
Что касается 100%. Это ведь не от желания Росреестра зависит. Понимаете, мы должны создавать возможности, чтобы люди легко могли получить услуги через Интернет. А вот пользоваться этими возможностями или нет — это уже желание клиента. Здесь много факторов играют роль — менталитет, привычки.
— С прошлого года инспектора Росреестра занимаются так называемым дистанционным обследованием земельных участков. Расскажите, что это такое и как это влияет на эффективность проверок по использованию земли?
— Многие ведомства говорят о риск-ориентированной модели проведения проверок. Надо стремиться к тому, чтобы приходить только туда, где уже есть нарушения. Таким образом минимизировать количество холостых выездов, меньше беспокоить людей. Теперь, не выходя из кабинета, инспектор может наложить спутниковые снимки из космоса на наши кадастровые карты, на которых расположены соответствующие участки. Если сотрудник видит, что возведенный забор огораживает намного больше площади, находящейся в собственности физического или юридического лица, то это повод для проверки. По снимку инспектор также определит примерный характер строений, сделает вывод относительно целевого использования земли. Нам не нужно перелезать через забор. Сверху видно все.
В результате количество проверок в первой половине 2016 года сократилось на 12 тыс. Уровень выявленных нарушений остался прежним, но сумма наложенных штрафов возросла почти в два раза — до 586 млн рублей. А статистика вещь упрямая.
И самое важное. Выше эффективность нашего земнадзора — значит, больше защищенность интересов добросовестных собственников недвижимости.
— По госпрограмме «дальневосточный гектар» Росреестр является оператором. Некоторые региональные депутаты, например из Якутии, попросили заморозить этот проект до 2018 года. Боятся бесплатной раздачи земли — что это ущемит права местных жителей, начнутся конфликты. Плюс пошли жалобы, что программа едва-едва стартовала, а наиболее привлекательные земли в Приморском крае (поблизости от водоемов) уже кем-то зарезервированы. Вы проверяли эту информацию?
— Начнем с того, что вся процедура по приобретению этих гектаров осуществляется в электронном виде. Абсолютно без участия чиновников, с которыми якобы можно о чем-то договориться. Если вы на публичной кадастровой карте застолбили участок, то до момента оформления он остается за вами. Сейчас программа работает только в пилотных регионах. Росреестр обратился к людям, что, если вдруг где-то проявится «негодяйство», жалобы направляйте напрямую в наше ведомство.
В целом интерес есть. С 1 июня 2016 года почти 400 тысяч человек посетили сайт «На Дальний Восток». Пока подано примерно 250 заявок на постановку на кадастровый учет, и Росреестр зарегистрировал менее сотни договоров безвозмездного пользования земельными участками.
— С января 2017 года заработает единый реестр недвижимости. Что это даст обычным гражданам?
— Сейчас вы должны обратиться в регистрирующие органы дважды. Сначала поставить недвижимость на кадастровый учет и затем зарегистрировать право на нее. При объединении реестра прав и кадастра недвижимости человек будет обращаться в Росреестр только один раз. Значит, процедура станет проще, быстрее, дешевле.
— Росреестр инициировал изменения в законодательстве, касающиеся регистрации права собственности на машино-места. Не получится ли, что теперь на парковщиков, на тех бизнесменов, которые предоставляют услуги по стоянке авто, вообще управы не будет?
— Наоборот, отношения станут более цивилизованными. Я вижу здесь только плюсы. Со следующего года мы выведем из тени огромный рынок. Мы советовались с потребителями, строительными компаниями. Люди наконец смогут нормальным образом распоряжаться свой собственностью: продавать, сдавать в аренду, наследовать и т.д. Раньше в отдаленных населенных пунктах, где гаражи стоят недорого, люди могли потратить больше денег на оформление так называемой «доли в праве». Цена гаража была меньше.
— Как вы в общем оцениваете свое пребывание на должности главы Росреестра?
— Оценку моей работе могут дать руководство страны и граждане. Я же могу сказать только то, что коллективу ведомства удалось сделать очень и очень многое. И в части регистрации и кадастрового учета, и в разработке законодательных инициатив. Намного мы продвинулись в качестве обслуживания, в том, чтобы сделать жизнь граждан удобнее. Эти слова подтверждаются социологическими опросами, мнениями экспертов. Без сомнения, Росреестр всего за пару лет стал другим. Я очень благодарен той команде ведомства, которую я возглавлял. Мы достигли серьезных позитивных результатов.