Создавалось впечатление, что Навальный был готов и к худшему для себя исходу. В суд пришли его жена Юлия и соратник Леонид Волков, хотя они посещают далеко не на все подобные процессы. А до заседания оппозиционер выложил в твиттер фотографию с сумкой с вещами в СИЗО и подписал: «К рассмотрению дела об изменении условного срока на реальный будь готов – всегда готов».
По условиям приговора по делу «Ив Роше» (в декабре 2014 года суд приговорил оппозиционера к 3,6 годам лишения свободы условно) Навальный должен два раза в месяц в своевременно отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции. В суде представитель ФСИН пояснила, что Навальный не явился на регистрацию 2 октября, 15 октября и 5 ноября прошлого года и 7 июля этого года. Он приходил в инспекцию на пару дней позже, по словам самого оппозиционера, потому, что был в отпуске. В итоге ФСИН обвинила Навального в систематическом нарушении условий приговора и потребовала «отменить условное наказание и заменить его на то, которое было назначено судом».
Адвокат Навального Вадим Кобзев отметил, что три прошлогодние «неявки» Навального Люблинский суд уже рассматривал и не удовлетворил требования ФСИН. Кобзев обратил внимание судьи на то, что в последний раз он специально заранее сообщил про отпуск Навального. А после возвращения в Москву оппозиционер первым делом пошел отмечаться в уголовно-исполнительную инспекцию.
«Я суду предоставляю на обозрение справку с печатью об аренде одноэтажного коттеджа на Ладожском озере и резиновой лодки с мотором на 4-х человек именно 7 июля, - добавил Навальный. – Я никогда не пропускал посещение инспекции и всегда приходил два раза в месяц». Требование ФСИН отмечаться именно в установленный день Навальный назвал «дурацким». «Извините, но у человека есть жизнь, - возмущался он. – У меня есть работа, командировки, дети, у которых есть каникулы. Что мне, перестать работать и стать асоциальной личностью?». Он добавил, что в отпуске он не совершает преступлений, более того, сотрудники правоохранительных органов прекрасно знают, где и чем занимается Навальный. «Когда я был в Карелии, они разбили рядом с нами лагерь, и даже варили там уху», - добавил оппозиционер.
Адвокат Навального Ольга Михайлова обратила внимание суда на еще одну любопытную деталь: ФСИН требовала заменить условное наказание на то, которое было назначено судом в декабре 2014 года, несмотря на то, что суд именно к условному заключению Навального и приговорил. «Это кажется мне нелогичным и абсурдным», - рассуждала она.
Адвокаты настаивали на том, что нарушения, которые допустил Навальный незначительны и просили суд отказать ФСИН в замене наказания. Прокурор, напротив, представление ФСИН поддержал. На просьбу Навального пояснить, почему принято такое решение, он никак не отреагировал.
Судья Лилия Дадашева принимала решение почти час. В итоге в требовании заключить Навального под стражу ФСИН было отказано. «Замена наказания обязательна лишь при совершении осужденным тяжкого или особо тяжкого преступления, - резюмировала Дадашева. – Суд не усматривает в действиях Навального систематического и злостного нарушения условия испытательного срока».
Чуть позже в разговоре с журналистами оппозиционер назвал заседание «попыткой Кремля протестировать общественное мнение на предмет посадки Навального». Оппозиционер напомнил: требование заменить условный срок на реальный ФСИН выдвигает уже не в первый раз, и всегда это происходит после новых расследований Фонда борьбы с коррупцией. Он добавил: на деятельность Фонда подобные процессы никак не повлияют и поблагодарил общественное мнение за то, что он еще не за решеткой.