Губернаторы
Под кадровые чистки и перестановки попал сразу ряд руководителей российских регионов. В отставку в связи с «утратой доверия» (формулировка, впервые примененная Дмитрием Медведевым к Юрию Лужкову) был отправлен глава Кировской области Никита Белых, уже месяц находящийся в СИЗО по обвинению во взятке.
Он, по словам адвоката Вадима Прохорова, «с пониманием отнесся к своему отстранению».
На место Белых был назначен руководитель Росреестра Игорь Васильев. Отметим, что с 2004 по 2010 годы профессиональная деятельность Васильева была связана еще с одним регионом РФ: в Совете Федерации он представлял республику Коми, после чего вплоть до 2013 года работал аудитором Счетной палаты.
Следующим лишившимся своей должности губернатором стал глава Ярославской области Сергей Ястребов. Его Путин заменил заместителем министра МВД Дмитрием Мироновым. Отметим, что большая часть карьеры последнего, с 1991 по 2013 годы, проходила в Федеральной службе охраны, которая уже дала недавно другого губернатора — пришедший в Тульскую область Андрей Дюмин также является выходцем оттуда.
Характерно, что после пояления в 2013 году в МВД Миронов занимался там, в частности, антикоррупционными операциями.
Третьим уволенным губернатором стал глава Калининградской области Николай Цуканов. Его карьера, однако, сложилась более счастливо: он ушел на повышение в федеральный округ, став полпредом в СЗФО. Отметим при этом, что еще недавно ничего подобного чиновник не планировал, так как переизбрался на свой пост только в сентябре 2015 года, до этого заранее специально подав в отставку, чтобы провести выборы досрочно.
На замену Цуканову президент подобрал генерал-майора Николая Зиничева, опять-таки выходца из структур ФСО, лишь последние годы перешедшего в ФСБ и возглавившего ее управление по Калининградской области.
Наконец, последним губернатором, лишившимся своего места, стал руководитель Севастополя вице-адмирал Сергей Меняйло, переброшенный на полпредство в Сибирский федеральный округ.
Напомним, что вся профессиональная карьера Меняйло была связана с ВМФ, а его руководство городом обернулось чередой скандалов, наиболее громким из которых стал конфликт с сотрудниками музея-заповедника «Херсонес Таврический». В попавшем в Сеть видео вице-адмирал предъявлял претензии к внешнему виду ученых и навязывал им отвергаемого коллективом нового руководителя. Официальный представитель Меняйло уже заявил, что новая должность стало для чиновника неожиданностью, но принял он ее безропотно. О своем назначении он узнал от журналистов.
Меняйло на его посту сменил замминистра промышленности и торговли Дмитрий Овсянников вся профессиональная деятельность которого была связана с региональным управлением и руководством крупными промышленными предприятиями. В описанной череде назначений Овсянников стал единственным профессиональным управленцем и экономистом.
Полпреды
«Кадровое землетрясение» в регионах продолжилось на более высоком уровне — федеральных округов, где потеряли и нашли свои должности многие полпреды президента.
Как уже говорилось выше, на должность полпреда в СЗФО пришел Николай Цуканов. А вот прежний представитель Путина в округе, Владимир Булавин, ушел на неожиданную должность: он стал руководителем Федеральной таможенной службы взамен отправленного в отставку Андрея Бельянинова.
Напомним, что последнего, давнего знакомого Путина еще по дрезденской резидентуре, ранее обыскало ФСБ, выложив кадры жилища чиновника в Сеть, однако в Кремле заявляли, что Бельянинов является лишь свидетелем по делу о контрабанде, а его сотрудница утверждала, что отставка чиновника невозможно, «потому что этого не может быть никогда». Тем не менее сегодня «никогда» настало, а новым главным таможенником России стал профессиональный офицер КГБ-ФСБ. Булавин строил карьеру в этой организации, в 2006 году заняв пост ее замдиректора, а в 2008 году будучи назначен заместителем секретаря Совбеза.
Читайте комментарий сотрудницы Бельянинова.
Следующие изменения коснулись СКФО. Его предыдущий руководитель Сергей Меликов, стал первым заместителем директора Росгвардии. Такое назначение представляется логичным в связи с тем, что вся карьера Меликова так или иначе была связана с МВД: в 2011 году он был поставлен на должность командующего Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории СКФО.
Меликова сменил бывший полпред в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, также близкий к силовым структурам: по неподтвержденным данным, еще в 1985 году он был выслан из Великобритании за шпионаж, в нулевых годах руководил структурой МЧС, а с 2012 по 2014 году возглавлял ОАО «Славянка».
Читайте о "крепком хозяйственнике" Овсянникове.
Наконец, последние перемены затронули Крымский и Южный округа: они были слиты в одну административную единицу — обновленный Южный округ. Им стал руководить бывший генпрокурор и министр юстиции Владимир Устинов, который и ранее, с 2008 года, возглавлял ЮФО, при этом ранее никогда не имея опыта работы такого рода.
И один посол
Последним фигурантом кадровых решений Путина стал посол РФ на Украине Михаил Зурабов. Как объяснили эксперты, он уже давно просил отправить себя в отставку, однако власти РФ не считали возможным менять его, так как тогда бы процесс утверждения новой фигуры мог увязнуть в согласованиях с украинской стороной. Теперь же, возможно, в связи с тем, что процесс принятия законов, предусмотренных Минскими соглашениями, в Раде все равно буксует, политики России могли счесть, что отставка Зурабова и назначение нового дипломата все равно на это никак не повлияет.
Таким образом, в результате всех произведенных перестановок можно сделать ряд выводов. Во-первых, в региональной власти РФ усилилось представительство силовиков, причем близких лично президенту — из круга ФСО.
Во-вторых, власти намерены все плотнее интегрировать Крым в Россию, избавившись от специального округа для него и включив Севастополь и республику в ЮФО.
В-третьих, в конфликте, протекающем в высших эшелонах власти, выиграло ФСБ, добившись смещения Бельянинова, дискредитированного в прессе ранее.
В целом же очевидно, что силовая составляющая российской власти становится все сильнее.