Запрет на Сталина: считать ли мертвого вождя физлицом

Вокруг использования на выборах образа вождя народов развернулась дискуссия

Кампания по выборам депутатов Госдумы, которые намечены на 18 сентября, в самом разгаре, но никакого интереса у подавляющего большинства населения она не вызывает, о чем с прискорбием сообщают социологи. А между тем в ходе вялотекущего избирательного процесса идет поиск ответов на серьезные мировоззренческие вопросы...

Вокруг использования на выборах образа вождя народов развернулась дискуссия

Занимательная история разворачивается на наших глазах.

Весной этого года вступил в силу закон, изменивший правила предвыборной агитации. В нем написано, что использование политической партией на плакатах, листовках или в видеороликах «изображений физического лица» теперь допускается лишь в том случае, если речь идет о включенных в ее список кандидатах. А кандидаты в одномандатных округах могут использовать при агитации лишь свои собственные изображения, «в том числе среди неопределенного круга лиц», то есть в толпе. К примеру, любой единоросс может быть изображен рядом с премьер-министром, возглавляющим список партии власти, — но не может быть изображен рядом с президентом, который сейчас никуда не баллотируется.

Но группа депутатов из ЛДПР почти сразу внесла в Госдуму законопроект, который предлагает дополнить эти запреты еще одним: на «использование изображения гражданина после его смерти: в том числе фотографий, видеозаписей с его изображением». «Использование во время агитации, к примеру, изображений Ивана Грозного, Петра Первого, Юрия Гагарина, Владимира Ленина — это попытка спроецировать на себя авторитет и популярность умерших людей, которые никакого отношения к кандидатам и партиям не имеют», — пояснил логику авторов один из них, глава думского Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов. По его словам, «однозначного ответа на вопрос о том, является ли умерший человек физическим лицом и распространяется ли на него запрет на использование изображений, найти не удалось, и было решено попытаться уточнить действующие правила».

Эта инициатива не была рассмотрена до окончания последней сессии этого созыва — ее отправили на отзыв в правительство.

А тем временем...

На прошлой неделе Красноярский избирком счел нарушающей правила агитации печатную продукцию КПРФ, на которой красовались и «вождь мирового пролетариата» тов. Ленин и «отец всех народов» тов. Сталин, но изменил свое мнение после того, как в Центризбиркоме заявили, что такое понимание закона — «интерпретация, не имеющая отношения к действительности». Глава юридической службы КПРФ депутат Госдумы Вадим Соловьев напомнил «МК», что по поводу красноярской истории партия обратилась с жалобой в ЦИК, но официального ответа пока не получила. 

И в Челябинской области избирком хотел было запретить распространение листовок и плакатов с давно умершими вождями, но, узнав позицию ЦИК, от этой затеи отказался. 

ЦИК считает, что умершие граждане — НЕ физические лица и на их изображения законодательный запрет не распространяется. Но на днях в Госдуму пришел официальный отзыв правительства на тот самый законопроект ЛДПР. В нем напоминается об ограничениях на использование изображений физических лиц в ходе кампании и делается вывод: «недопустимость использования в агитационных материалах изображений физического лица после его смерти уже предусмотрена избирательным законодательством Российской Федерации» — и никакие новые уточнения не нужны.

Так как в действующем избирательном законодательстве говорится лишь об «изображениях физических лиц» вообще, получается, что в правительстве считают: люди остаются «физическими лицами» и после смерти!

У юристов, опрошенных «МК», другое мнение. Один из них, специалист по гражданскому праву, пожелавший остаться неизвестным, был категоричен: «физическим лицом человек может быть лишь при жизни». А адвокат Оксана Михалкина напомнила, что «с точки зрения российского законодательства правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с момента его биологической смерти, после смерти являться субъектом каких-то правоотношений человек не может». Об этом говорится в Гражданском кодексе. Защита личных неимущественных прав умершего после смерти, среди которых право на имя и использование изображений, — дело наследников, если таковые имеются и выражают негодование.

Опять перед нами закон, который правоприменители трактуют по-разному! Если такое происходит — значит, или хорошо написанный закон сознательно или по юридической безграмотности нарушается, или закон написан не очень хорошо (сознательно или из-за юридической неряшливости) и допускает двойственные толкования. К сожалению, с избирательным законодательством сплошь и рядом случается и первое, и второе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27162 от 28 июля 2016

Заголовок в газете: Сталин жив?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру