Эксперты об инициативе директора ФСБ: открыть Интернет необходимо

А потенциальных террористов нужно контролировать еще жестче

В России находятся более 220 потенциальных террористов-смертников, северокавказское бандподполье спит и видит, как возобновить свою активность, а международные террористы все глубже проникают в информпространство и налаживают тесные связи с преступным миром. Такую рабочую «карту» для российских спецслужб «нарисовал» в среду на рабочем совещании директор ФСБ РФ Александр Бортников. Чтобы поставить заслон распространению террористической чумы в России, Бортников считает необходимым «решить проблему анонимности и бесконтрольности глобального виртуального пространства». Эксперты «МК» оценили необходимость и достаточность мер, предпринимаемых силовиками.

А потенциальных террористов нужно контролировать еще жестче
Александр Бортников.

Обстановку, в которой силовикам придется работать сейчас, Бортников охарактеризовал так. Главарями ИГИЛ, Джебхат ан-Нусры и «Аль-Каиды» (международные террористические организации, запрещенные в РФ – «МК».) далеко за пределами зон террористической активности созданы «спящие ячейки», которые буквально «оживают» с притоком боевиков, что вместе с мигрантами проникают в европейские государства. А террористы, получившие «боевую обкатку» за рубежом, возвращаются в свои страны для вербовки людей в экстремистские организации. Они проповедуют идеи джихада, подготавливают и осуществляют теракты.

Также в мире происходит сращивание криминальных группировок с террористическими. «Растут масштабы совместного использования бандитами каналов незаконной миграции. Появляются факты приобретения боевиками поддельных документов у преступных сообществ», - пояснил глава ФСБ РФ. Только в Москве за последние полгода обезвредили несколько интернациональных криминальных групп, помогавших боевикам пересечь границу. При этом, в 2015 году спецслужбы установили более 2 900 россиян, которые могли участвовать в боевых действиях в Афганистане, Сирии и Ираке. Также на оперативном контроле российских спецслужб находятся более 220 потенциальных террористов-смертников, объявлены в международный розыск более 260 человек, «большая часть из которых, находясь в зарубежных странах, продолжает деятельность по переносу своей террористической активности как на территорию России, так и ряда других государств».

Террористы, по словам Бортникова, все глубже проникают в информсреду. «Круг их целей - достаточно широк. Прежде всего, это - установление связей с хакерскими структурами и использование их возможностей для организации массированных кибератак на объекты критической инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса, узлы связи, системы жизнеобеспечения», - пояснил глава ФСБ. Описав обстановку, Бортников заявил о необходимости «решить проблему анонимности и бесконтрольности глобального виртуального пространства, которым активно пользуются террористы». Он пояснил, что «в первую очередь речь идет о постоянном мониторинге национальных информационных пространств на предмет выявления и блокирования террористических киберугроз, а также о незамедлительном реагировании на соответствующие обращения партнеров».

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Семен БАГДАСАРОВ, директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии:

- Надо полагать, что 260 человек - это те, про которых точно не известно, где и зачем они находятся, а 220 – те, о которых есть точная информация на территории страны. Для начала нужно не допустить въезда этих 260 человек в Россию. Ввести для них запрет и аннулировать их паспорта. Что касается 220 потенциальных террористов, находящихся на оперативном контроле, то я скажу так: европейский, в частности опыт Франции, показывает, что подобный контроль не всегда эффективен. Свидетельство тому - недавний теракт в церкви, когда 19-летний алжирец был подконтролен спецслужбам, носил электронный браслет. Я считаю, что люди, по поводу которых есть подозрения в причастности к террористическим группировкам, должны находится не на оперативном контроле, а их нужно арестовывать и изолировать. А ведь у нас зачастую бывает, что какой-нибудь 42-летний «мальчик» вернулся из зоны боевых действий, а с ним занимаются психологи и религиозные деятели.

Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:

- Степень опасности, исходящей от так называемых «диких» хакеров, ФСБ понимает и оценивает адекватно. Я бы обратил внимание еще на то, что недавно прозвучали аналогичные заявления главы СКР Александра Бастрыкина, который тоже считает, что ограничения в интернете просто жизненно необходимы. Эти слова вызвали большей резонанс в интернет-сообществе. Эта аудитория прекрасно понимает, что грядут нелегкие для нее времена и состояние перманентной свободы, которая существует сейчас в России, будет ограничено. Но подобного рода ограничения существуют сейчас во всех развитых странах, включая «светочей демократии» США, Великобританию, Францию, Германию... Более того, законодательство в отношении пользователей интернета там очень жесткое. В России оно сейчас одно из самых мягких. Понятно, что в интернет-среде эти меры воспринимаются в штыки, однако они просто необходимы. Вопли о том, что свобода слова в опасности раздаются со стороны инфантильных людей, которые ничего не смыслят в организации национальной безопасности. Пример — Франция. Там законодательство в этой области еще жёстче чем у нас, но участились теракты. Для нас это должно послужить сигналом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27162 от 28 июля 2016

Заголовок в газете: В Интернете нам не спрятаться, не скрыться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру