Президент называет санкции против наших спортсменов «рецидивом вмешательства политики в спорт». И это святая правда: если бы Россия и Запад не вернулись в состояние «холодной войны», допинговый скандал не приобрел бы такого размаха. Лозунг деполитизации спорта действительно актуален сегодня как никогда. Однако, как абсолютно справедливо заметил однажды живой классик отечественных политреформ, перестройку следует начинать с самих себя.
Возможна, конечно, и другая линия поведения: упереться рогом, продолжать обижаться на несправедливость мира и ничего не менять. Благо опыт есть — юридический предшественник Российской Федерации не принимал участия в Олимпийский играх всю первую половину отведенного ему историей срока — вплоть до 1952 года. В праве участвовать в первой постреволюционной Олимпиаде — 1920 год, Антверпен, — нам отказали ввиду того, что большинство тогдашних членов МОК не признавали законности большевистского режима. Затем начали приглашать, но тут уже заартачилась сама Страна Советов, не пожелавшая участвовать в «буржуйских» забавах. В качестве альтернативы им появились «пролетарские» спартакиады.
Если мы предпочитаем такой путь, то тогда никакой проблемы вообще нет. Пусть «собаки» лают, российский караван будет идти параллельным курсом, в параллельной спортивной вселенной, давая новым рекордам звонкие, хотя и не признаваемые в остальном мире, имена. Однако, судя по заявлениям официальных лиц, это — не наш путь. Мы не хотим вариться в соку доморощенных спартакиад, мы хотим выйти из изоляции. Но для этого нужно восстановить репутацию. Благодаря громким разоблачениям последних лет в отношении российского спорта, увы, действует сегодня презумпция виновности. Можно — и, наверное, нужно — возмущаться и протестовать по этому поводу, но нельзя не считаться с тем, что нам априори не верят.
Что сделать, чтобы поверили? Вряд ли делу серьезно помогут судебные тяжбы. Путь этот крайне долгий и, как показывает недавнее решение Спортивного арбитражного суда, оставившего в силе дисквалификацию российских легкоатлетов, малоперспективный. Остается единственный вариант: не ждать, когда мир прогнется под нас, а трансформироваться самим. И эти перемены требуют намного большего, чем временное отстранение от должности одного из заместителей министра спорта и создание «общественной комиссии по контролю за борьбой с допингом».
Детали перестройки можно обсуждать, но контуры ее в общем и целом понятны: российский спорт должен находиться на несравнимо большей, нежели в настоящий момент, дистанции от власти и политической конъюнктуры. Возможно, для этого придется пожертвовать не только Виталием Мутко, но и всем Министерством спорта. В конце концов большинство стран, которые принято называть цивилизованными, прекрасно обходятся без такой бюрократической структуры. Да и наша страна до 2008 года как-то обходилась. Да, на Олимпиадах тогда мы получали меньше медалей, чем в Сочи, зато с репутацией российского спорта больших проблем не было.
Справедливости ради нужно заметить, что большой спорт не оставался без присмотра чиновников и до появления мутковского министерства, просто за него отвечали структуры меньшего калибра. Однако в истории страны можно обнаружить период, когда никакого спортивного ведомства не было вообще: с 1959-го по 1968 год руководство физкультурной и спортивной работой в СССР было полностью возложено на общественные силы — на спортивные общества и федерации. И ничего, небо не рухнуло на землю. Более того, на трех из шести проведенных в этот период зимних и летних Олимпиадах Советский Союз первенствовал по числу золотых медалей, а на остальных был на втором месте.
Министерство спорта — не единственный симптом болезни. В том, что спорт в России больше, чем спорт, что это явление политическое, можно убедиться, взглянув на руководящий состав практически любого российского спортивного общества. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев возглавляет наблюдательный совет Всероссийской федерации волейбола, председатель Госдумы Сергей Нарышкин — высший наблюдательный совет Всероссийской федерации плавания, вице-премьер Дмитрий Рогозин — попечительский совет Федерации гандбола России, глава МИД Сергей Лавров — попечительский совет Федерации гребного слалома, старый друг президента предприниматель Аркадий Ротенберг — правление Федерации хоккея... Точно такое же неразрывное единство власти и спорта обнаруживается на самой макушке отечественного спортивного олимпа. Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков является одновременно первым вице-спикером Госдумы и членом Высшего совета «Единой России». А вице-президенты ОКР Владимир Кожин и Игорь Левитин — помощниками президента...
«Я не знаю, как это сделать, но, товарищи из ЦК, уберите Ленина с денег, так цена его высока!» — писал когда-то Андрей Вознесенский. Поэт имел в виду, что портрет на дензнаках принижает образ Ильича. Что касается присутствия в российских спортивных структурах представителей власти в широком смысле этого слова (чиновников, партийных функционеров и олигархов), ситуация прямо противоположная — проблему создают они сами. Как минимум — имиджевую. Поэтому, «товарищи из ЦК», уберите политиков из спорта! Конечно, это не избавит нас от всех наших спортивных бед, но, во всяком случае, станет первым шагом на пути к исцелению.