В рамках режима ЧП решения кабмина Турции будут иметь законодательную силу. «Цель – ускорить процесс судебного разбирательства, – объясняет «МК» пресс-атташе турецкого посольства в Москве Орхан Газигиль. – Нужно в очень короткие сроки провести расследование – что произошло, кто был замешан. Иногда в это время приходится быстро принимать законы, которые бы помогли в расследовании. Сейчас решения, которые принимает кабинет министров, будут сильны как закон».
По словам собеседника «МК», также будет временно ограничен выезд госслужащих за границу.
«Несколько дней назад было принято решение, согласно которому им на какое-то время запрещено выезжать, – поясняет «МК» турецкий дипломат. – Понятно почему: очень много военных, полицейских, судей были замешаны в перевороте. Нужно, чтобы у них не было возможности сбежать от судебного процесса».
Дипломат сообщил, что ограничения не заденут партии и политические организации: «Политическая жизнь в Турции продолжается. Все партии, союзы и организации работают в своем порядке… Люди иногда путают ЧП и режим усиленного контроля (последнее напоминает военное положение – «МК»). Режим контроля предполагает и закрытие партий, и проверки. А сейчас все делается для ускоренного решения вопроса, потому что ситуация экстраординарная, и в рамках нее приходится принимать резкие решения. Иногда существующих законов недостаточно. Если принимать их в обычном порядке,это займет время. А так как нам надо быстро выйти из этой ситуации, наша Конституция позволяет в таких случаях объявить ЧП (об этом говорит 120-я статья основного закона Турции – «МК»)».
Сообщается, что в связи с разбирательствами отстранены около 37 тыс. работников образования, а некоторые задержаны.
«Организация Фетхуллаха Гюлена (этого проповедника, живущего в США, власти называют «автором» неудавшегося переворота в Турции – «МК») десятилетиями занимается внедрением своих людей в разные сферы турецкой жизни, – излагает официальную позицию Орхан Газигиль. – Образование – одна из главных областей, которой они занимались. Там находятся тысячи людей, которые связаны с этой «сектой». То, что людей снимают с должности, не значит, что их арестовывают или выгоняют. Просто ведется расследование, и тех, кто находится под подозрением, временно отстраняют от работы. Сейчас в их отношении начнутся проверки. Против тех, кто не прошел проверку, будут применяться меры. Я напомню, что гюленовская организация в Турции считается террористической».
Возможности поехать за границу временно лишились и сотрудники образовательных учреждений.
«Преподаватели университетов все на работе, отпуска отменены, как и поездки за рубеж, – заявил «МК» политолог, доцент Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул Исмаил. – Если нет официального разрешения, выезжать за границу не позволяется. Если будет командировка или официальное приглашение, то покинуть страну можно. А возможность просто взять и выехать приостановлена… ЧП предполагает ограничения на выезд, досмотры граждан, только офис и квартиры будут проверяться с разрешения прокуратуры. Возможно, будет больше полномочий дано губернаторам – в зависимости от региона».
«Оппозиция опасается, что в режиме ЧП правительству будут даны те полномочия, по которым они могут принять определенные поправки к законам, ограничивающие права. Но правительство обещает, что такого не будет», – также сообщил Тогрул Исмаил. Опасения вызвало и заявление заместителя премьер-министра Турции Нумана Куртулмуша, который в эфире NTV заявил, что Анкара, вероятно, приостановит действие Европейской конвенции по правам человека.
Впрочем, собеседники «МК» считают, что режим ЧП не повлияет на туристическую сферу, потому что правоохранители нацелены исключительно на организацию Гюлена, которую Эрдоган и его круг часто называют «параллельным государством». «Влияния на туристов не будет, – уверен Орхан Газигиль. – Туристические зоны живут своей жизнью. Пока на этот счет мы не слышали со стороны турецких властей никаких заявлений. Думаю, их и не будет, потому что это отдельная тема».