Эксперт: Европа обсуждает, что списки виновников турецкого путча готовились заранее

Как отразится неудавшийся переворот на отношениях Анкары со странами Запада?

Турция двинулась по пути внутриполитических ужесточений после неудачной попытки военного переворота в ночь на 16 июля, в результате которой погибли около 300 человек. Претендовавшая на вступление в Евросоюз официальная Анкара не только приступила к арестам подозреваемых, но и высказалась за восстановление в стране смертной казни, что не могло не вызвать критику западных стран.

Как отразится неудавшийся переворот на отношениях Анкары со странами Запада?

«Чистки» прошли в силовых ведомствах Турции. Наряду с задержаниями в рядах вооруженных сил, МВД отстранило от работы сотни представителей полиции, судов, а также жандармерии, которые подозреваются в причастности к подготовке переворота. Как уточняет агентство «Анадолу”, в их числе 30 губернаторов, 52 инспектора государственной службы и 16 юрисконсультантов. При грубом подсчете количество обвиненных в причастности к организации провального переворота приближается к 10 тыс. человек.

Сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказался за скорейшее возвращение смертной казни в стране. По его словам, это продиктовано требованиями народа.

Комментируя заявление турецкого президента, генсек Совета Европы (СЕ) Турбьерн Ягланд заявил, что «ни одно из государств-членов СЕ не имеет права применять смертную казнь». Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини присоединилась к мнению Ягланда, сказав, что Анкара должна уважать принципы правового государства и что демократические основы должны соблюдаться «в интересах самой страны».

Опрошенный «МК» эксперт считает, что введение смертной казни и другие жесткие меры ухудшат отношения между Турцией и странами Запада. «Ужесточение мер против оппозиции и гражданского общества, уменьшение пространства для высказываний приведут к ухудшению отношений между Турцией и странами Запада, – пояснил «МК» тюрколог Ильшат Саетов, – хотя Запад достаточно прагматичен и нередко сотрудничает с разного рода авторитарными правителями. Тем не менее, они его, конечно, не будут воспринимать на равных, и совершенно будет исключен вариант входа Турции в ЕС, останутся только экономические и военно-стратегические отношения. При этом экономика тоже будет страдать, поскольку в той среде, где происходят теракты и перевороты, риски для бизнеса возрастают. Количество туристов будет уменьшаться однозначно. Я сейчас нахожусь в Стамбуле, и этот спад уже видно невооруженным глазом. Думаю, понимая все это, Эрдоган пытается наладить отношения с Израилем и Россией. Плюс остаются еще арабские страны».

«Действия, выходящие за рамки демократических процедур, закономерно вызывает недовольство в Европе, – отметил в разговоре «МК» востоковед Гумер Исаев. – Европейцы с самого начала выражали поддержку властям Турции, заняв позицию, которая заключалась в том, что перемена власти насильственным способом не будет поддержана Европой. Сейчас, судя по риторике, которую можно услышать на ряде европейских каналов, есть определенные претензии к тем мерам, которые предпринимают судебные и правоохранительные органы Турции. Есть опасения, что будет введена казнь и пострадают люди, которые не причастны к путчу, но которые являются политическими противниками правящей партии. По данным некоторых европейских каналов, списки людей для ареста были подготовлены заранее. Учитывая эту динамику, аресты будут продолжаться долго, и цифра будет впечатляющей. И это может ухудшить отношение Европы к Турции. И без того было много претензий».

Пока трудно предположить, вызовет ли вероятный разрыв ЕС и Турции приток мигрантов в Европу. «Одним из пунктов, который Турцию не устраивал в ходе торга за мигрантов, это претензии европейцев к турецкому антитеррористическому законодательству, – отмечает Гумер Исаев. – Европейцы требовали его изменить. Сейчас, после того, что произошло, этого сделано не будет. Турция будет показывать на неудавшийся переворот и говорить, что это невозможно. Вопрос с мигрантами для Европы очень болезненный, и это тот рычаг, который Турции могла и будет использовать в своих отношениях с ЕС. Посмотрим, что для ЕС важнее: принципы или вопросы, связанные с мигрантами и безопасностью. Есть разница между декларациями и реальной политикой».

В Турции введено военное положение: над Стамбулом летают боевые вертолеты

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Переворот в Турции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27154 от 19 июля 2016

Заголовок в газете: Утро турецкой казни

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру