“Это абсолютная ложь от первого до последнего слова, которая, к тому же, поданная в форме утверждения”, - в начале заседания Алексей Навальный обозначил свое отношение к фильму “Эффект Браудера”. В исковом заявлении оппозиционер попросил признать сведения, изложенные в сюжете, не соответствующими действительности и порочащими его честь и достоинство. Он потребовал возбудить дело о клевете (ст. 128.1 УК РФ).
В фильме Евгения Попова “Эффект Браудера” утверждается, что оппозиционер за деньги выполняет задания главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, который является агентом британских спецслужб. Навальный назван в фильме «агентом Freedom», якобы действующим в рамках спецоперации ЦРУ.
В анонсе фильма Дмитрий Киселев называет Навального “коррупционером и рецидивистом”, а переписку, которую на ВГТРК представили как переписку Браудера и Навального, называет “криминальной”.
В фильме много странностей. В текстах служебных записок агентов ЦРУ, которые приводятся в репортаже, есть грамматические ошибки: они ставят артикль перед именем, пропускают предлоги и пишут предложения без подлежащего и сказуемого. В переписке Навального и Браудера как минимум два раза перепутаны даты. Например, на сообщение Браудера в 2008 году Навальный «отвечает» из 2006 года.
Титры сообщают, что сотрудники ВГТРК пытаются взять комментарий у Алексея Навального в Киеве, но дело происходит возле офиса “Фонда борьбы с коррупцией” в Москве.
Впоследствии сюжет был отредактирован. В нем остались только грамматические ошибки и странная запись разговора Навального и депутата Госдумы Ильи Пономарева, который живет за границей из-за уголовного преследования по делу “Сколково”. Мужчины говорят о том, что Фонд борьбы с коррупцией проводил расследование по заказу Браудера. Но голоса на записи не похожи на голоса Навального и Пономарева.
На судебное заседание не пришли ни Дмитрий Киселев, ни Евгений Попов. Представитель ВГТРК Елена Забралова заявила, что Киселев лишь высказывал свои оценочные суждения и не порочил репутацию Навального. “Сам псевдоним Freedom не является порочащим”, - сообщила она. Фраза "криминальная переписка" тоже никого не порочит, ведь Навальный был осужден. То, что Браудер якобы давал Навальному задания за деньги – сведения не порочащие, ведь деятельность за вознаграждение предусмотрена гражданским законодательством. Чтобы доказать нейтральность слов “коррупционер” и “рецидивист” женщина даже обратилась к словарю Ожегова.
Заминка вышла, когда представитель Киселева заявила, что Навальный не доказал, что сведения в фильме имеют к нему отношение.
- Так этот фильм про меня или нет?, - уточнил Навальный.
- Тот, о ком этот фильм, отношения к суду не имеет, - ответила Забралова.
Какие материалы использовались для создания фильма? Как журналисты ВГТРК доказывали, что представленная переписка принадлежит Навальному и Браудеру, и существует ли она вообще? Вопросы о странностях в фильме, представитель ВГТРК оставила без ответа. Навальный ходатайствовал о предъявлении его переписки с Браудером, но суд ему отказал.
Суд постановил иск Навального отклонить. Чуть позже на своем сайте оппозиционер написал, что суд ему очень понравился. “Градус кафкианства не понижен. Все в лучших стандартах», — отметил Навальный и добавил, что ждет сюжета Дмитрия Киселева о «том, как он триумфально доказал в суде все факты из своего фильма».