Фамилию политической наследницы Маргарет Тэтчер можно назвать уже сейчас. Это многолетний министр внутренних дел страны и очень опытный политик Тереза Мэй.
Я большой любитель британских же политических триллеров. Но то, что происходило в политических кругах Лондона несколько последних недель, заставило меня в который раз прийти к выводу: действительность может быть гораздо более поразительной и даже «завиральной», чем полет фантазии самых талантливых тружеников пера. Все началось с политического землетрясения: неожиданно для местного политического класса Великобритания на референдуме проголосовала за выход из Европейского союза.
Уверенный в другом исходе референдума премьер-министр Дэвид Кэмерон, естественно, сразу же объявил об отставке — от его политической репутации остались одни осколки. Все ожидали, что новым премьером станет экс-мэр Лондона Борис Джонсон — политик с фантастической харизмой и один из главных агитаторов за выход страны из ЕС. Но Джонсона предал его ближайший соратник — министр юстиции Майкл Гоув, много раз заявлявший, что он не годится для должности премьера. Гоув совершил неожиданный поступок: объявил, что это Джонсон в силу дефектов своего характера не может быть главой правительства, а он, Гоув, хотя по-прежнему не хочет власти, готов «пожертвовать собой» ради страны.
Пораженный предательством друга, Джонсон отказался от борьбы за премьерство. Однако министру юстиции это не помогло: общественное мнение заклеймило его как «предателя». Интрига на этом не закончилась: в премьерской гонке появился новый фаворит, политик, о котором до того момента большая часть британской публики и слыхом не слыхивала, — заместитель министра энергетики Андреа Лидсом.
Эта дама не обладала серьезным политическим опытом и была несколько раз поймана за руку на лжи о своем послужном списке. Но у нее были очень серьезные шансы стать премьером. Андреа Лидсом — очень талантливый оратор, она изначально выступала за выход Великобритании из ЕС. В глазах партийных активистов правящей Консервативной партии это выгодно отличало ее от кандидата партийной элиты Терезы Мэй. Министр внутренних дел выступала против выхода страны из Европейского союза. А так как окончательное решение о новом лидере консерваторов должны были принять именно рядовые члены партии, Андреа Лидсом находилась буквально в шаге от премьерства.
И тут все снова изменилось. В первом в своей жизни большом газетном интервью влиятельному СМИ — газете «Таймс» — Андреа Лидсом сделала грандиозную оплошность: дала понять, что бездетность Терезы Мэй делает ее неприемлемым кандидатом на пост премьера. Поднялась буря возмущения, и Андреа Лидсом покинула гонку за пост главы правительства. В ней остался только один участник — глава МВД Тереза Мэй.
Что известно об этой будущей политической наследнице Маргарет Тэтчер? Этой осенью ей будет 60 лет. МВД она возглавляет с мая 2010 года, что по современным британским меркам является грандиозным достижением. До прихода Мэй на эту должность очень престижный пост министра внутренних дел в течение целого ряда лет считался в Британии «заколдованным». Пять предшественников Терезы Мэй пришли в МВД в ранге перспективных политиков, а вышли оттуда в статусе опозоренных и дискредитированных деятелей.
А вот к Терезе Мэй на опасной должности ничего «не прилипло»: МВД она возглавляла дольше, чем кто-либо, начиная с 1892 года. У Терезы Мэй репутация очень серьезного и очень жесткого политика, не склонного к игре на публику. Кое-кто даже называет ее откровенно скучной. Но большинство экспертов сходятся во мнении: «веселухи» в британской политике и так было предостаточно.
Страна находится в очень сложном положении. Великобритания обязана выйти из Европейского союза. Но на каких условиях это будет сделано, не знает никто. Перед Британией маячит перспектива экономического кризиса, снижения уровня жизни и даже распада. Шотландия, большая часть населения которой проголосовала против ухода из ЕС, теперь рассматривает возможность повторного референдума о независимости. В таких условиях лучше иметь во главе страны пусть скучного, но зато опытного и умелого политика. Тереза Мэй идеально подпадает под это описание.