На референдум был вынесен единственный вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Республики Абхазия?» По сути, это референдум о доверии действующему главе государства. Его инициатором выступила оппозиция, которая в начале марта этого года подала в ЦИК соответствующие документы, обосновав необходимость проведения референдума «сложившейся общественно-политической ситуацией в стране». Президент Рауль Хаджимба пошел навстречу оппозиционерам, однако их не устроила дата проведения голосования. 5 июля в Сухуме сторонники оппозиционной партии «Амцахара» предприняли попытку штурма здания МВД. В ходе беспорядков пострадали около 20 человек. В тот же день президент отправил в отставку министра МВД Леонида Дзапшба, однако переносить референдум на осень, как того требовала оппозиция, отказался. Впрочем, Рауль Хаджимба выразил готовность немедленно уйти в отставку, если население проголосует за досрочные выборы.
Разочарованная оппозиция в субботу, накануне голосования, призвала к бойкоту референдума, вновь требуя переноса его на осень. Для того чтобы референдум был признан состоявшимся, явка должна составить 50% от общего количества избирателей плюс один человек. И уже в первые часы после открытия участков стало ясно, что активность населения крайне низкая. К полудню проголосовало менее 1% избирателей. Дошло до анекдота. Так, по сообщению председателя окружной избирательной комиссии 29-го избирательного округа, расположенного в Очамчырском районе, Андрея Перцхелия, в первые три часа там проголосовал один человек. При этом в списки по этому округу внесено 4327 избирателей.
Делать политические прогнозы — занятие еще более неблагодарное, чем предсказывать погоду. Политические ветра более капризные и непостоянные, чем стихии природы. Особенно в условиях постсоветского пространства, где внезапный мощный норд-ост в последнее время все чаще опрокидывает чьи-то тщательно продуманные планы. Однако все же рискну выступить в роли предсказателя. На мой взгляд, инициаторы референдума просчитались, и по его итогам действующая власть не просто сохранит, но и укрепит свои позиции. При этом в абхазском обществе заметно растет раздражение действиями оппозиции, которая демонстрирует, во-первых, безответственность (уличные беспорядки в разгар курортного сезона, которые уже привели к оттоку отдыхающих), во-вторых, признаки политической шизофрении (сама инициировала референдум и сама же призывает к его бойкоту). За референдумом стоят те силы, которые были отстранены от власти в 2014 году в результате уличных протестов. Теперь эти силы хотят взять реванш и отправить Рауля Хаджимбу в отставку до истечения срока его полномочий, чтобы отомстить за унижение двухлетней давности. Но вряд ли у них это получится. Неожиданный прорыв к власти в 2004 году тандема Багапш–Анкваб (именно эти люди стояли у колыбели нынешней оппозиции) был обусловлен поддержкой восточных районов Абхазии, где проживает мегрельское население и сильны связи с Грузией. Сегодня вопрос Грузии окончательно потерял актуальность. А «традиционная» Абхазия западных областей в основном поддерживает тот политический клан, который ведет свою преемственность от первого президента Ардзинбы и который сегодня находится у власти.
Мой прогноз: если референдум будет признан состоявшимся, что маловероятно, большинство проголосует против досрочных выборов. Если же явка будет недостаточной, то оппозиция попытается изобразить это как свою победу (ведь именно она призывала к бойкоту референдума) и потребовать еще одно голосование осенью. Не исключена новая попытка раскачать ситуацию и вынести выяснение отношений на улицы. Однако власть не поддастся давлению и не пойдет на уступки. Ведь провал референдума, по сути, означает, что население считает вопрос о досрочных выборах неактуальным. Серьезной дестабилизации вряд ли стоит ожидать: у оппозиции нет для этого ресурсов. Хаджимба пробудет на своем посту до конца срока.