По оценкам украинской стороны, в ходе боя, который начался ранним утром 29 июня, а закончился вечером того же дня, 23 ополченца были убиты, 34 получили ранения. Как утверждают силовики, им удалось разгромить целый взвод сторонников самопровозглашенных республик, а также уничтожить их артиллерию и склад с боеприпасами. Свои потери они оценивают в одного погибшего и 11 раненых. Погибшим, судя по всему, стал оперный певец из «Правого сектора» Василий Спивак. При этом в ДНР считают, что ни один ополченец не погиб, зато Киев потерял 2 БМП, 1 БТР и множество солдат, точное количество которых неизвестно.
Различаются и истории о причине и ходе боя. В Донецке утверждают, что украинская армия и неонацистские боевики использовали тактику НАТО. Якобы цель их броска заключалась в том, чтобы вытянуть на себя значительные силы ополченцев, а затем окружить и уничтожить их. Но защитники самопровозглашенных республик отбили наскок врага, но не стали его преследовать, отлично понимая суть уловки, рассказывают в минобороны ДНР. Поэтому украинская армия сначала вклинилась на 4–4,5 км в позиции ополченцев, заняла там 3 высоты возле Дебальцево и села Логвиново, а потом покинула их.
По сообщениям участников боя со стороны Киева, первыми в наступление пошли именно ополченцы. В 5 утра начала работать артиллерия ДНР, а вслед за ней украинские позиции атаковали броневики и пехота. Но силовики отбились и пошли в контрнаступление, на полтора километра углубившись во вражескую территорию. Но их целью было не отвоевать новые участки территории, а уничтожить вражескую артиллерию, которая ежедневно по ним работала. Поэтому, успешно выполнив операцию, они отступили на свою часть Донецкой области. Как заявил 30 июня представитель администрации президента Украины по вопросам АТО Андрей Лысенко, весь бой занял около 10 часов. Впрочем, официальные лица отрицают захват вражеской высоты и говорят, что боевые действия носили сугубо оборонительный характер.
Вместе с тем украинские волонтеры утверждают, что контратака их армии была настолько успешной, что уже к середине дня они могли взять штурмом Дебальцево.
«Нам бы еще 400–500 боевых и закаленных людей на Светлодарскую дугу, и наши пацаны до Дебальцево дойдут. Его уже неплохо с некоторых высот видно в бинокль», — сообщал волонтер Юрий Мысягин. Однако этому помешали Минские соглашения, из-за страха перед которыми военное руководство отдало приказ об отступлении, считают участники наступления.
Бывший глава минобороны ДНР Игорь Стрелков также считает, что занятые украинцами высоты позволяли им обстреливать как Дебальцево, так и окрестные населенные пункты. Его мнение также разделил экс-лидер ополченцев Горловки Игорь Безлер, который полагал, что уже к утру город мог оказаться в котле.
Однако с ними не согласен военный эксперт Борис РОЖИН. В интервью «МК» он признал тактическую ошибку ополченцев, которая, по его мнению, все же не была летальной:
— Дебальцевское направление всегда считалось одним из самых спокойных, и, видимо, поэтому ополченцы расслабились и пренебрегли разведкой. Украинские силовики воспользовались этим, чтобы организовать внезапную атаку на их позиции. Ополченцы были вынуждены оставить несколько высот, но позднее к ним подошло подкрепление, при помощи которого фронт удалось стабилизировать. При этом наступательная операция Киева вряд ли могла увенчаться захватом Дебальцево, так как в бой были брошены слишком незначительные силы. Возможно, силовики хотели провести разведку боем или каким-то образом повлиять на переговоры, которые 29 июня проходили в Минске (в результате стороны договорились о разводе вооружения в поселке Золотое, расположенном недалеко от Попасной. — «МК»). Здесь показательно, что украинские власти не стали раздувать из этого боя сенсацию, значит, они не заинтересованы в возобновлении войны. В противном случае 30 июня уже полыхала бы вся линия фронта возле Дебальцево, в том числе Логвиново и Попасная. И вряд ли силовики смогли бы достичь такого же быстрого успеха, как в среду, так как здесь им пришлось бы идти в лобовую атаку, когда к линии соприкосновения уже были бы подтянуты все основные силы ДНР и ЛНР.