Противоречивую новость распространил накануне НТВ. В воскресенье телеканал выпустил сюжет, в котором некий Эрнест Аблязимов рассказывает журналистам о готовившейся диверсии в Керченском проливе. По словам информатора, организатор блокады Крыма Ленур Ислямов планировал блокировать морское сообщение с полуостровом. Сообщение Аблязимова, якобы завербованного ранее людьми из батальона имени Номана Челебиджихана, подтвердил вице-премьер Крыма Руслан Бальбек. «Ислямов в очередной раз подтвердил свою террористическую сущность», — заключил чиновник. Пришедший с повинной Аблязимов отметил, что теракт не состоялся только потому, что Ислямов приобрел очень старый баркас, который вышел из строя до того, как «бойцы» смогли добраться до нужной им точки в проливе и разместить там 60 стальных канатов. Позже появилась информация, что региональное УФСБ РФ допросило Аблязимова, а так как он добровольно сдался и поведал о готовившейся диверсии, его тут же освободили от уголовной ответственности.
И все бы ничего, но сам Ленур Ислямов открестился от причастности в подготовке к теракту: «Что мы, дети, что ли, тросами перекрывать? О чем вы говорите? Не смотрите советских телеканалов перед едой». Как ни странно, но вторит ему и глава РК. Сергей Аксенов заявил: «О диверсиях в Керчи мне неизвестно. Мне бы доложили».
Эксперты, опрошенные «МК», также не верят в растиражированную НТВ новость. У каждого на то свои аргументы.
Смог бы сработать описанный диверсионный план или нет, рассказал Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня»:
— С морской точки зрения это полный бред. Он технически круче, чем бред про распятого мальчика. Полная деградация тех, кто это придумал. Как вообще можно раскидать стальные тросы в воде? Они же утонут, лягут на грунт и не будут представлять никакой опасности. Какие буйки из пенопласта? И вообще, чтобы повредить судно, необязательно использовать стальные канаты. Достаточно капронового. Если было желание, могли бы чуть-чуть напрячься, а не придумывать нечто в духе Жюля Верна.
Генеральный директор судоремонтного завода «Южный Севастополь» Евгений Грицанов рассказал «МК» о возможных — в теории — последствиях данной диверсии.
— В любом случае трагедии бы не произошло. Максимум паром, зацепившись за стальной канат, мог остановиться.
— Сколько времени в среднем требуется для ремонта одного парома?
— Если плавсредство выйдет из строя, его придется взять на буксир и доставить в док. При повреждении рулевых механизмов ремонт может занять от 2 до 3 недель.
К слову, из Краснодарского края в Крым курсирует десять паромов и еще два находится в резерве. Из них лишь пять плавсредств предназначено для перевозки пассажиров и ходит по официальному расписанию. Этим летом полуостров планирует принять около 6 млн человек. Если учесть, что даже при исправном функционировании всех действующих паромов очередей не удается избежать, коллапс был бы неизбежен.
В беседе с «МК» Грицанов сказал, что туристов ничуть не испугает новость о готовившейся диверсии и возможная поломка паромов. «Им абсолютно все равно. В Египет же и Турцию продолжают летать до сих пор. А это родной Крым», — поделился своими предположениями гендиректор судоремонтного предприятия.
А вот Людмила Бабий, член общественного совета при министерстве курортов и туризма РК, считает иначе:
— Теоретически часть граждан может отказаться от планов ехать в Крым. Как и любой разумный человек, который увидит подобную новость, я призадумаюсь о собственной безопасности.
— Вы полагаете, информация о готовившейся диверсии может сократить турпоток в Крым?
— Я смотрела этот сюжет, который выпустил НТВ. Скажу так: у меня высокий градус недоверия к содержанию этого материала. Думаю, диверсия и не планировалась. Скорее всего местные радикалы, которые ранее ушли на Украину, к сожалению, это представители крымскотатарского населения Крыма, решили себя пропиарить таким образом. Это мое личное впечатление как крымчанки. Я знаю, что внутри полуострова обстановка абсолютно спокойная и безопасная. Аэропорт, морской порт Крыма и все основные узлы сообщения находятся под охраной.