Федор Лукьянов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
- Среди западных политиков сформировалась целая группа, включая уважаемого бывшего посла, которая решила использовать Путина, как некую этикетку, и «наклеивает» ее на каждую политическую новость. Путина пристегивают ко всем новостям, даже если он о них и не знает, не говоря уже о тех значимых событиях, к которым он не имеет никакого отношения. Это, на мой взгляд, безвкусно, но им нравится. Этих политиков даже не не смущает, что такой прием выставляет их самих смешными и глупыми. Но всерьез обсуждать очередную такую глупость я считаю бессмысленным. Все, что происходит на Западе и в Великобритании, имеет свою очень глубокую логику, последствия Brexit будут очень многообразными, для России какие-то из низ могут оказаться позитивными, другие — негативными. Все это сейчас просчитать невозможно, только время покажет всю «глубину бедствия».
Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:
- Давайте начнем с того, что произошло буквально за десять часов до британского референдума. Очень большое людей, которые раньше никогда не голосовали, пришли и зарегистрировались, чтобы целенаправленно высказаться против ЕС. Это, в подавляющем большинстве, были «синие воротнички». Таким образом, Brexit стал реакцией низших и низших средних слоев на то, что мир становится все более глобальным, взаимосвязанным; мир космополитизируется, очень быстро прогрессирует, происходит мультикультурная революция. У «синих воротничков» это вызывает опасения, что они потеряют статус, работу, будущее. Brexit стал для них возможностью проголосовать против всего, что им не нравится: что старая-добрая Англия меняется, что их производства перебрасывают в Азию, что новые технологии делают мир слишком непонятным. Именно голосование этого пассивного до сих пор слоя в последний день изменило итоги референдума. Ведь еще накануне финансовые рынки и социологи были уверены, что большинство пришедших проголосуют в пользу сохранения статус-кво.
И давайте попросим Макфола уточнить: причем здесь Путин?
Это явление — нежелание нового, слишком прекрасного с точки зрения значительной части общества мира, характерно не только для Британии. Поэтому самым худшим последствием Brexit будет «эффект домино». Во Франции евроскептиков еще больше, чем в Англии, и если им удастся добиться референдума, то они, объединившись со сторонниками Ле Пен и некоторыми другими, безусловно победят.
Если пойдет «эффект домино», то единая Европа рассыпется, все прежние многочисленные конфликты, которые в ней были притушены благодаря ЕС, опять вспыхнут. Это и военный кризис, и экономический, который будет еще более жестким, чем в 2008 году.
Россия в мировой экономике занимает место, которое позволяет получить свои плюсы от экспорта сырья. Главным образом — в Европу. И если она рассыпется, то мы даже не сможем понять, с кем говорить о поставках газа, мы потеряем партнера, которому можно продавать сырье, и российская экономика «полетит к чертовой матери». Поэтому для России и Путина нет никаких плюсов в том, что произошло на британском референдуме.
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
- Я соглашусь с тем, что моральный эффект от Brexit играет в пользу России по одной простой причине: Великобритания была самым агрессивным по отношению к России участником ЕС. Она наиболее активно третировала Россию, всегда пыталась нанести нам любой возможный ущерб: экономический, финансовый или политический. Естественно Brexit не убирает Лондон с политической арены, он продолжит свою игру, но выход Британии из ЕС сделает Евросоюз более дружелюбным по отношению к Россити. То есть у нас появится шанс договориться с Европой, которого раньше из-за британского фактора просто не было.
Возможно, именно это и имел в виду Макфол, когда делал свои заявления. Потому что он должен понимать: Россия не обладает таким влиянием на ЕС и Британию, чтобы спровоцировать там кризис, но может им воспользоваться, когда тот начнется по независящим от нас причинам.
Не открою Америки, если скажу и о том, что кризис в ЕС спровоцировала, собственно, Америка. Именно США навязывали европейским политикам решения, которые вызвали у граждан недовольство общим европейским домом. И именно политика США на Ближнем Востоке привела к наплыву беженцев в Европу.
Ирония судьбы в том, что Вашингтон, который больше всех заинтересован в прочной послушности ЕС и меньше всех любит Россию, каким-то невообразимым способом ведет Евросоюз к распаду и помогает России выйти из западной изоляции.