«Евро на сегодняшний день не работает, как надо, – цитирует деловое издание слова Маио. – Есть необходимость в том, чтобы рассмотреть и другие альтернативы, например, такие как «евро-2» или что-то другое». Как отмечает WSJ, возможный референдум не будет иметь юридической силы: по законам Италии, подобные голосования не влияют на международные договоры, однако итальянский референдум о выходе из еврозоны, пишет газета, сможет стать рычагом давления на власти страны.
Отметим, что оппозиционная партия «Пять звезд» набирает политический вес: она одержала победу в 19 из 20 итальянских муниципальных образований на прошедших недавно выборах.
«Они выиграли выборы в целом ряде городов, – отмечает в разговоре с «МК» руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. – Это движение имеет какие-то политические шансы, но большинство итальянцев и политических партий это дело (имеется в виду возможный референдум еврозоне – «МК») не поддержат, поэтому для Италии такой вопрос не стоит… Это пиар-ход. Партия находится на коне и начинает выдвигать такого рода вещи. «Движение пяти звезд» в Италии – не самая главная политическая сила: они то проигрывают, то выигрывают, то уходят в тень. Это не партия, а некий конгломерат разных сил – не левого, ни правого, а непонятно какого толка».
Впрочем, опрошенный «МК» эксперт не исключает, что евроскептики в разных странах могут «поднять голову», если сторонники выхода из ЕС победят в Британии. «Если британское голосование даст отрицательный ответ на вопрос о дальнейшем членстве в ЕС, то, возможно, какие-то подвижки могут быть, – допускает Владимир Швейцер, – хотя вряд ли весь Евросоюз тут же возьмет и распустится. Он будет существовать и дальше. Тем более, все сейчас говорят, что решение Дэвида Кэмерона о референдуме было популистским».
«Такого рода настроения есть еще в целом ряде стран, – также отмечает собеседник «МК». – Но я не думаю, что такие малые европейские страны, типа Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии возьмут и выйдут из ЕС. Они получают от ЕС гораздо больше, чем отдают. А те страны, которые отдают и получают примерно одинаково, – это Германия, Франция, Испания. Они останутся, но могут измениться условия, в которых существует ЕС. Может измениться и конституция ЕС, может измениться и порядок согласования решений. Вот это реально, а то, что все евроскептики пойдут с шашками наголо, это вряд ли».