По данным российских правоохранительных органов, летом 2011 года Абдуллаев готовил подрыв пассажирского поезда «Сапсан», курсировавшего между Москвой и Санкт-Петербургом. Кроме того в конце прошлого года его боевики напали посетителей крепости Нарын-Кала в Дербенте, а в этом году несколько раз взрывали автомобили на полицейских постах, в результате чего 3 сотрудника правоохранительных органов погибли, 18 прохожих получили ранения. Считается, что его бандгруппа является самой мощной на всем Северном Кавказе, так как каждый боевик подготовлен в специальных лагерях для ведения партизанской войны.
В ночь на 17 июня Абдуллаева вместе с его сообщниками блокировали сразу в двух селах: Геджух Дербентского района и Касумкент Сулейман-Стальского района. В результате боев были убиты 6 боевиков.
Абдуллаев находился в розыске с 2009 года, когда он действовал под патронажем Доку Умарова, лидера «Имарата Кавказ» (организация запрещена в России). Но окончательно на след боевика правоохранительным органам удалось выйти только в апреле 2014 года, когда во время прочесывания леса вокруг Геджуха российский спецназ попал в засаду боевиков. Несмотря на то, что троих исламистов удалось взять в плен, один боец ОМОН все же погиб. А в конце ноября Сулейман-Стальском районе силовики ликвидировали «правую руку» Абдуллаева Махмуда Махмудова, который успел повоевать в Сирии, и двух его помощников.
Как заявляют в НАК, теперь силовики уничтожили костяк «Южно» банды. Насколько это верно, «МК» решил выяснить у экспертов:
Артур АТАЕВ, начальник сектора кавказских исследований РИСИ:
- Абдуллаев был одиозной фигурой и сам не принимал участие в боестолкновениях и терактах. Вместо этого он посылал своих «мюридов», целевой аудиторией которых, как правило, были сотрудники правоохранительных органов, но и мирных жителей, включая стариков, они тоже убивали не редко. Например, 9 мая они убили отца бывшего мэра Дербента. Но я не уверен, что теперь боевики останутся без лидера, так как у них очень высокая ротация. На это работает сразу несколько факторов, среди которых изгнание исламистов из Азербайджана и продолжающаяся война на Ближнем Востоке. К тому же «Южная» бандгруппа - это очень серьезная джихадистская структура, которая обладает разветвленной сеть в Южном Дагестане, являющимся опорным пунктом для ИГ в России. В ней состоит около 70 активных боевиков, еще примерно 130 исламистов находятся в «спящем режиме». Вместе с тем, как показывает практика, в отличие от начала 2000-х годов террористы перестали мстить за своих главарей и наоборот стали затихать.
Ахмет ЯРЛЫКАПОВ, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
- Если все правда, то правоохранительные органы провели одну из самых успешных операций за последнее время. Возможно, «Южная» бандгруппа была единственной полноценной боевой группой террористов, которая могла совершать серьезные операции на Северном Кавказе. Поэтому мы можем ожидать спада террористической активности в Дагестане, но совсем расслабляться нельзя, так как финансирование с Ближнего Востока не сокращается, и оно поступает не только «Южной». Так же в регионе остается достаточно людей, имеющих различный опыт террористических атак, которые могут возглавить «Южную».