C чего начинается Родина?

События 1990–1991 годов показали, что наша страна состоит вовсе не из беспомощного населения, неспособного определить свою судьбу

События 1990–1991 годов показали, что наша страна состоит вовсе не из беспомощного населения, неспособного определить свою судьбу

Эти слова знают все, но каждый вкладывает в них свой смысл. Думаю, большинству людей хотелось бы, чтобы Родина начиналась с самых важных человеческих ценностей — дружбы, любви, уважения к людям. Чтобы можно было жить в достатке и реализовать себя в любимой работе.

Именно эти простые и естественные желания привели к тому, что в конце 1980-х годов народ восстал против монополии КПСС на власть. Люди устали от бесконечных запретов, от замороженности жизни. Им хотелось простых человеческих радостей, в том числе лучше есть, лучше одеваться, путешествовать по всему миру. Если советский строй такой справедливый и человечный, как нам внушалось с детства, то почему надо постоянно жертвовать своими естественными желаниями? Если в странах, объявленных врагами СССР, условия жизни гораздо лучше, чем у нас, то, может, пора отказаться от советской идеологии и ее претензии на исключительность?

К такому выводу пришла значительная часть населения, включая представителей «верхушки» КПСС. И в поисках выхода Горбачев пошел на демократизацию режима: в 1989 году состоялись демократические выборы народных депутатов СССР, а в 1990-м — уже РСФСР. На первых выборах демократы заняли не более четверти мест, но добились многого — в частности отмены 6-й статьи Конституции СССР, утверждавшей главенство КПСС. А на вторых демократы уже набрали большинство.

Именно народные депутаты РСФСР 12 июня 1990 года, 26 лет назад, приняли Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В честь этого события 12 июня и был учрежден государственный праздник — День России, который мы совсем недавно отмечали.

Ну то есть как — отмечали? Как показывают опросы общественного мнения, многие не понимают, что это за праздник и о какой декларации идет речь; дали выходной — и хорошо.

Разъясняю. С помощью Декларации о государственном суверенитете РСФСР народ России через своих представителей, впервые выбранных демократическим путем, объявил о начале новой истории России. Если до этого страна была империей — сначала Российской, потом советской, — то эта декларация заявила о намерении создать демократическое государство с разделением властей. Чтобы народ доносил свою волю до власти и реально контролировал власть с помощью выборов, чтобы судебная власть не зависела от исполнительной, чтобы была свобода слова, свобода СМИ. Только при этих условиях возможен реальный народный контроль над государственной властью. И главное, что Декларация о государственном суверенитете РСФСР была не просто сводом положений, как Конституция СССР, в которой много чего правильно написано. Все пункты нового документа были затем реализованы через десятки принятых законов, которые начали реально работать в начале 90-х годов.

Важно подчеркнуть, что декларация не означала выход РСФСР из состава СССР, как иногда ее трактуют. В преамбуле заявлено о «решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». То есть СССР предлагалось сохранить.

На этот день, 12 июня, приходится еще одно историческое событие — выборы первого Президента России, которые состоялись в 1991 году.

Если принятие декларации можно считать заявлением о намерении создать демократическое государство и передать управление народу, то выборы 1991 года стали реализацией этих намерений. Это были настоящие альтернативные выборы: от демократов в них участвовал Борис Ельцин, от коммунистов — Николай Рыжков, были и другие кандидаты. Если учесть, что власть в РСФСР тогда принадлежала Съезду народных депутатов РСФСР, где доминировали демократы, очевидно, что у них был соблазн повлиять на голосование, чтобы обеспечить победу своего кандидата. Но выборы были проведены честно, и победа Ельцина стала безусловной.

Мои слова могут казаться субъективными, ведь я поддерживал Ельцина, входил в руководство движения «Демократическая Россия», опираясь на которое Ельцин шел в президенты. Но каждый может убедиться в справедливости моей оценки, познакомившись с воспоминаниями Николая Рыжкова, который с огромным разрывом проиграл Ельцину: 17% против 57%. Его недавняя статья в «МК» называлась «Тайна победы Ельцина», но из нее как раз становится понятно, что никакой тайны и нет. Рыжков рассказывает, что выборы проходили абсолютно честно и он понимал, что проиграет — народная поддержка Ельцина была очень велика.

Популярность Ельцина была обусловлена не только его личной харизмой, но и поддержкой «Демократической России». По численности «ДемРоссия» сильно проигрывала КПСС, особенно если учесть, что начиная с определенного уровня должностей в компартию входил каждый первый житель страны. Конечно, идти на выборы против такого монстра было рискованно. Но «ДемРоссия» не пошла на то, чтобы хоть в чем-то нарушить чистоту процедуры. При этом выборы проводились без политологов, без зомбирования по телевизору и почти без финансирования.

Вспоминаю, как, будучи депутатом Верховного совета РСФСР, я приезжал в аэропорт «Домодедово», прямо на летное поле, и передавал в кабины самолетов пачки листовок в поддержку Ельцина. По поручению свободного профсоюза летного состава летчики отвозили листовки на Камчатку и в другие удаленные районы страны. Вот, собственно, и вся технология.

События 1990–1991 годов показали, что наша страна состоит вовсе не из беспомощного населения, неспособного определить свою судьбу. Несмотря на десятки лет обработки и запугивания тоталитарным режимом, россияне рискнули выбрать свободу и демократию. Это был вполне осознанный выбор.

Поэтому прошедшее 12 июня — действительно праздник, и я уверен, что со временем он войдет в историю России, может быть, объединив оба события — 1990 и 1991 годов. Это будет День демократической России, знаменующий первый случай установления демократического управления в тысячелетней истории России.

Победу демократии почти через два месяца, в августе 1991 года, попытались отнять у народа гэкачеписты. Но ничего не получилось, потому что во главе России уже был всенародно избранный президент. Не был бы Ельцин выбран в июне, народ не смог бы остановить попытку возрождения советской империи в августе. В этом году мы отмечаем 25 лет победы над ГКЧП, и для меня эти три даты сливаются.

Сейчас общественное мнение России фактически разделено на два больших лагеря: тех, кто считает, что демократия России не нужна, и тех, кто считает, что нужна, но невозможна. Первые убеждены, что Россия должна оставаться империей — только так она сможет сохранить себя. Вторые хоть и хотели бы жить в демократической стране, но настроены в этом смысле пессимистично: якобы Россия не приспособлена к демократии и ее тут построить нельзя. Поэтому первые активно поддерживают современный имперский курс развития страны, а вторые либо впали в апатию, либо собираются уезжать.

Я же убежден: демократия России нужна и она возможна.

Как известно, любая страна движется в ту или иную сторону под влиянием не большинства, которое обычно инертно, а небольшого процента консолидированных, убежденных и активных людей. Так было и в 90-е годы: сторонники демократии увлекли за собой население и огромная энергия была направлена на победу Ельцина.

А теперь я хочу для сторонников первой позиции — «демократия не нужна, нужна империя» — привести некоторые красноречивые цифры. США сознательно оставим за кадром, поскольку телевидением они объявлены «главным врагом». Возьмем Европу. В последние годы разрыв между богатыми и бедными (отношение среднего дохода 10% самых богатых к среднему доходу 10% самых бедных) в России достигает показателя 30, а в Европе этот показатель 4–7. Сравним расходы на военные статьи, образование и здравоохранение. У нас сейчас на военные расходы идет от 4 до 9% ВВП, а в Европе менее 2%. Зато на здравоохранение в Европе тратится 9–12% ВВП, а у нас около 3%. Конечно, такое соотношение вполне соответствует «имперскости», но задумайтесь, действительно ли вам, читателям моей колонки, нужны ракеты и танки вместо лечения и образования?

Надеюсь, что значительная часть населения вовремя поймет, что реальная демократия — единственный способ и сохранить страну, и добиться достойной жизни для каждого человека. Один раз, совсем недавно, в России это было.

Хотелось бы не опоздать и сейчас.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру