Причину ареста мэра Владивостока нашли в полуразрушенном подвале

Вдобавок к коммерческим махинациям Игорь Пушкарев «репрессировал» местные избиркомы

Мэр Владивостока Игорь Пушкарев, по всей видимости, оказался за решеткой не столько из-за коррупции, сколько из-за политики. Глава Центризбиркома Элла Памфилова дала ясный сигнал региональным элитам, рассказав о ранее неизвестных обстоятельствах, которые предшествовали его аресту.

Вдобавок к коммерческим махинациям Игорь Пушкарев «репрессировал» местные избиркомы
На фото: Игорь Пушкарев

3 июня Басманный суд отправил доставленного из Владивостока Игоря Пушкарева на два месяца в СИЗО. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и коммерческом подкупе.

До избрания мэром он занимался бизнесом, владел крупными производствами стройматериалов. Войдя во власть, передал предприятия родственникам. Подведомственные ему муниципальные предприятия на бюджетные средства стали закупать у них бетон, асфальт, щебень, причем по цене выше рыночной и в огромном количестве.

Другая интересная схема реализовывалась в сфере муниципального транспорта. В середине коммерческой цепочки стояла фирма, учредителем которой тоже являлась близкая родственница мэра. Весь муниципальный транспорт был крайне убыточным, но родственница зарабатывала колоссальные деньги на городских автобусах.

Обвинение Пушкареву предъявил Следственный комитет. Но работали по нему Федеральная антимонопольная служба и ФСБ.

ФАС обнародовала свои решения еще в прошлом году. Они были вывешены на сайте службы, о них писали СМИ. Никакой тайны из них никто не делал.

Губернатору Приморского края ФАС тогда же предложила обратиться в областную думу, чтоб решать вопрос об отстранении Пушкарева от должности, поскольку в его действиях явно усматривался конфликт интересов. Администрация региона, однако, не решилась на такой шаг.

В Кремле, понятно, обо всем этом знали. Но Пушкарева не трогали, хотя для предъявления ему обвинения в совершении уголовного преступлений оснований уже тогда было достаточно.

В субботу Элла Памфилова в интервью Интерфаксу рассказала о событиях, развивавшихся одновременно с расследованием ФАС.

«В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении мэра Владивостока Пушкарева, которого подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями, — сказала Памфилова. — Но помимо прочего его деятельность самым негативным образом отразилась и на проходивших там выборах. В частности, в начале года после изменения составов территориальных избирательных комиссий Владивостока, которые стали неподконтрольны мэру, он в качестве наказания «посодействовал» тому, чтобы спешно были расторгнуты договоры на помещения, в которых располагались эти комиссии. Взамен властями города им было предложено разместиться в полуразрушенном подвале без коммуникаций!».

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» обязывает органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностных лиц оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование и обеспечивать охрану.

Предоставляя избиркомам полуразрушенный подвал, выгоняя их из оборудованных помещений, мэр Владивостока демонстративно плевал на закон. Причем плевок летел уже не в горожан, чьи деньги он годами цинично забирал себе, а непосредственно в адрес федерального центра.

Местные руководители всех регионов ощущают себя в определенном роде князьями-феодалами. И так себя и ведут. Но большинство все-таки видят края. Одно дело — собственная вотчина, совсем другое — федеральный центр.

Выходка Пушкарева говорит, что он уже не видел краев.

«Для расследования всех этих обстоятельств в Приморский край был направлен член ЦИК России Александр Кинев, — объяснила Элла Памфилова. — Во время визита он обсуждал вопрос размещения избирательных комиссий во Владивостоке с руководством администрации города, но положительного ответа не получил. В связи с этим в мае 2016 года ЦИК России пришлось обратиться с просьбой о содействии в решении этого вопроса в Администрацию Президента РФ, к губернатору края и в прокуратуру. Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки».

Пушкарев ополчился на территориальные избиркомы после выборов в Спасске-Дальнем. Об этих выборах много писали СМИ Приморского края.

Несколько градообразующих предприятий там принадлежат семье мэра. В прошлом году в городе самораспустился совет депутатов, и осенью были объявлены досрочные выборы. Очевидно, они нужны были Пушкареву, чтоб провести в местный совет депутатов несколько карликовых партий и получить для них право не собирать подписи на выборах в краевое заксобрание, которые состоятся в сентябре вместе с выборами в Госдуму.

Выборы прошли с колоссальными нарушениями. Основные нарушители — ТИКи. Крайизбирком вынужден был вмешаться, результаты выборов были отменены. ТИКи распустили, уволили руководителей, а когда формировались ТИКи в других местах, в том числе во Владивостоке, их постарались сделать минимально зависимыми от администрации, чтоб такие скандалы, как в Спасске-Дальнем, не повторялись.

Администрация Владивостока предлагала своих кандидатов, но в ТИКи нового состава их попало немного.

Ответом администрации стало выселение ТИКов.

В последний день полномочий руководители старых составов подписали документы, что расстаются со старыми помещениями и готовы переехать в то помещение, которое им выделяет администрация, а это полуразрушенный подвал, без коммуникаций, окон и дверей.

Начался ползучий процесс вытеснения комиссий. ЦИК решил вмешаться.

Чтобы узнать подробности, «МК» связался с Александром Киневым — членом ЦИК нового, «памфиловского» призыва. Прежде он работал в ФАС, курировал Приморский край, поэтому и сейчас, в ЦИКе, отвечает за этот регион.

Кинев рассказал, что летал во Владивосток в командировку, встречался с руководством города, пытался выяснить, зачем они это все устраивают накануне избирательной кампании. «Я разговаривал с господином Литвиновым, первым вице-мэром. Сейчас — после ареста Пушкарева — он исполняет обязанности мэра Владивостока. Литвинов мне объяснял, что выселение ТИКов вызвано тем, что помещения администрации переполнены, очень много сотрудников сидят в неприспособленных помещениях, нарушаются санитарные нормы, и их могут оштрафовать Роструд или Роспотребнадзор».

О вызывающем поведении администрации Владивостока ЦИК проинформировал губернатора, прокуратуру, полпредство. Администрация Президента также была поставлена в известность.

Пушкарев ответил тем, что прислал в ЦИК пространное письмо о том, как плохо живется администрации Владивостока, как мало у нее помещений и сотрудники вынуждены ютиться, но тем не менее до конца избирательной кампании, так уж и быть, ваши ТИКи могут находиться не в разрушенном подвале, а по тем адресам, где раньше находились.

В ЦИК это письмо поступило буквально накануне ареста мэра.

«В настоящий момент наши ТИКи в подвешенном состоянии, — сказал Кинев. — Все это осложняется тем, что рядом с каждым ТИКом помещение, где стоят компьютеры, связанные с ГАС «Выборы». Они имеют выход в общероссийскую сеть, там хранятся персональные данные, и должны круглосуточно находиться под охраной».

Издевательство над ТИКами, которое устроил Пушкарев, однако, было не последней каплей, переполнившей чашу терпения федерального центра.

Последней каплей стали праймериз «Единой России» 22 мая.

Пушкарев — член «Единой России». Работающие в Приморье политтехнологи считают, что у него была задумка сформировать подконтрольную себе группу в заксобрании. Своего рода центр силы, который работал бы против губернатора Миклушевского, с которым Пушкарев не в ладах.

По результатам праймериз в его группу могли войти как минимум семь депутатов. Для Приморского заксобрания это была бы достаточно влиятельная, непредсказуемая и неуправляемая, судя по истории с выселением ТИКов, фракция. Естественно, федеральный центр постарался нейтрализовать ее заранее, использовав лежавшие до поры материалы ФАС — про родственников и коррупцию.

В понедельник, 6 июня, в Басманный суд поступила апелляционная жалоба адвокатов Пушкарева в отношении избранной для него меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитники мэра просят изменить ее на домашний арест или залог в размере 10 млн рублей. Ущерб, нанесенный Пушкаревым бюджету, оценивается следствием в 160 млн рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27121 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Первая победа нового ЦИКа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру