"Беспардонная" ситуация сложилась в турецко-российских отношениях

Зачем Анкаре так нужна особая группа для нормализации наших отношений?

Москва прохладно отнеслась к предложению Анкары создать рабочую группу для восстановления российско-турецких отношений. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уверен, что рабочая группа этот вопрос не решит. В Кремле ждут извинений от руководства Турции и компенсации за сбитый самолет, о чем в Афинах говорил Владимир Путин. Эксперт «МК» уверен, что на такой шаг Реджеп Эрдоган не пойдет. По крайней мере до референдума о президентской форме правления.

Зачем Анкаре так нужна особая группа для нормализации наших отношений?

Экономические санкции со стороны России, наложенные на Турцию, больно бьют по ее экономике. А она, экономика, из-за кризиса, сейчас и без того не в лучшей форме. По оценке экспертов в сфере индустрии отдыха, Турция столкнулась с самым массовым оттоком туристов за последние 17 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что в понедельник глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу предложил создать рабочую группу для нормализации российско-турецких отношений.

«Турецкие власти пытаются представить кризис в отношениях России и Турции, как некую техническую проблему. Мол, давайте создадим рабочую группу, привлечем экспертов и будем искать компромиссные решения. Но это совсем не так. Проблема не техническая, а политическая. И наш президент об этом совершенно четко сказал,» – говорит эксперт по Турции Ильшат Саетов.

Действительно, Владимир Путин на днях заявил, что Россия хочет возобновить отношения с Турцией и ждет конкретных шагов Анкары в этом направлении, но пока их нет. Он также добавил, что речь идет об извинениях с турецкой стороны и компенсации ущерба за сбитый бомбардировщик.

Однако Чавушоглу как будто и не услышал главного в словах российского президента, и перешел к частностям: «Путин заявляет, что ожидает от турецкой стороны шага в данном вопросе. Мы также предлагаем создать совместную рабочую группу, где обсуждались бы будущие шаги сторон». Заявил он журналистам в Анталье, а в качестве примера нормализации таких двусторонних отношений министр привел совместные шаги Израиля и Турции.

«Разве мы не проводим переговоры с Израилем? Встречи проводятся на уровне дипломатов. Зачем? Чтобы обсуждать условия шагов, которые в будущем могут быть сделаны. То же самое мы предложили и России. Начнем обсуждения на официальном и неофициальном уровнях и выработаем золотую середину. Это не неразрешимый вопрос», — добавил министр.

Но эксперт «МК» расценивает такие политические заявления как замаскированный обман избирателей. Руководству Анкары нужно показать турецким предпринимателям, терпящим убытки из-за экономических санкций Москвы, что они, якобы, стараются наладить отношения с русскими, но Россия не идет на сближение.

«Возможно, турецкие власти хотят послать таким образом сигнал Путину, что хотели бы нормализовать ситуацию, но без извиненний. Вдруг сработает? – рассуждает Ильшат Саетов. – С другой стороны, они пытаются перед своими бизнесменами, избирателями показать, что во всем виновата Россия. Вот, видите, – говорят они, – мы идем русским навстречу, рабочую группу готовы создать и так далее. Желание оправдаться перед народом – вполне понятно. У них 76 % населения занято в сфере малого и среднего бизнеса, именно эти сектора экономики пострадали от российских санкций больше всего. А любой спад в бизнесе больно бьет по большим группам электората. Поэтому перед проведением референдума по внедрению президентской системы в Турции они не могут допустить, чтобы какая-то группа населения попала в число недовольных политикой Эрдогана».

Короче, сегодняшнее заявление турецкого министра – это не что иное как хорошая мина при плохой игре.

А вообще возможно ли восстановление добрососедских отношений между нашими странами? И если да, то когда?

Эксперт считает, что запрос на нормализацию отношений есть со стороны обеих стран. Во-первых, отдых в Турции среди россиян был до недавнего времени очень популярен. Во-вторых, в России тоже много предприятий сотрудничают с турецкими партнерами по бизнес-проектам. И, в третьих, в нашей стране почти 300 тыс смешанных российско-турецких браков. Если посчитать всех членов этих семей, получится почти миллион человек. По словам Ильшата, недавно его знакомая возвращаясь из Турции в Москву, больше часа провела в аэропорту – пограничники дотошно проверяли ее документы. Хотя женщина – россиянка, но замужем за турком. И таких примеров становится все больше.

«Думаю, что до проведения референдума в Турции серьезных шагов со стороны Анкары ждать не придется, – говорит эксперт. – Потому что образ внешнего врага консолидирует электорат вокруг власти. После сбитого российского самолета сторонников президентской формы правления в Турции стало на 20 % больше. Хотя на фоне нарастающего кризиса экономики эти проценты опять упали. Но после референдума, когда Эрдоган почувствует себя прочно во власти, не исключено, что уже на следующий день он найдет виновных за сбитый самолет, жестоко покарает их. И опять будет призывать к дружбе с Россией».

Сюжет:

Обострение отношений с Турцией

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру