Украинским националистам Карпюку и Клыху грозит пожизненное за Чечню

Присяжные признали активистов УНА-УНСО полностью виновными, приговор будет в конце мая

В четверг присяжные Верховного суда Чечни признали Николая Карпюка и Станислава Клыха виновными в создании незаконного вооруженного формирования на основе УНА-УНСО, в составе которого они принимали участие в боях за Грозный в конце 1994 — начале 1995 года и убили не менее 30 российских солдат. Теперь украинцам грозит пожизненное заключение. По мнению присяжных, на снисхождение может рассчитывать только Клых, вменяемость которого ранее была поставлена под сомнение. Окончательный приговор суд может огласить до конца мая.

Присяжные признали активистов УНА-УНСО полностью виновными, приговор будет в конце мая

Расследование преступлений, связанных с участием запрещенной в России УНА-УНСО в Первой чеченской войне, велось с середины 1990-х годов, но Карпюк и Клых стали фигурантами дела только в 2013 году, когда явку с повинной написал другой украинец Александр Малофеев. В своем чистосердечном признании он рассказал, что воевал на стороне боевиков в составе отряда «Варяг», в который так же входили лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош, глава «Свободы» Олег Тягнибок, премьер-министр Украины Арсения Яценюк, которого, по словам главы СК России Александра Бастрыкина, наградили за это высшим орденом Джохара Дудаева «Честь нации», а так же Карпюк с Клыхом.

Несмотря на то, что новость о Яценюке многие восприняли как шутку и стали делать юмористические шаржи на эту тему, дело рассматривалось вполне серьезно. Ничего не подозревающий лидер УНА-УНСО Карпюк в марте 2014 года по каким-то своим делам пересек российскую границу и тут же был схвачен российскими правоохранителями. А преподаватель истории Киевского транспортно-экономического колледжа Клых так же неудачно решил навестить свою возлюбленную в Орле, с которой ранее познакомился на отдыхе в еще украинском Крыму. В Орле его и задержали.

Карпюку вменяются руководство и участие в банде (ч.ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ), убийство российских солдат (ч. 2 ст. 15, пп. «в, з, н» ст. 102 УК РСФСР) и покушение на их убийство (ч. 2 ст. 15, пп. «в, з, н» ст. 102 УК РСФСР). Клыху повезло чуть больше: он в число организаторов не попал. Оба подозреваемых первоначально признали свою вину, но потом отказались от своих показаний, заявляя в течении всего судебного процесса о пытках электричеством и угрозах расправиться с их семьями.

Одним из адвокатов подсудимых стал Илья Новиков, параллельно защищавший «наводчицу» Надежду Савченко. Вместе со своими коллегами он решил построить защиту не только на алиби Клыха и Карпюка, один из которых зимой 1994-95 года был студентом и сдавал сессию в одном из университетов Киева, а другой ухаживал за своей больной матерью. Не меньшее внимание адвокаты уделили личности Малофеева, на признании которого было построено все обвинение.

В буквальном смысле фундаментальный свидетель ранее был неоднократно судим в Крыму, а устав совершать преступления на полуострове, перебрался в Новосибирск к своей маме. В 2009 году Малофеев вместе с напарником Валентином Алексютиным забрался в квартиру к знакомой, чтобы ее обворовать. Пока искали деньги, перерезали горло хозяйке и ее дочке. За это Малофеева осудили на 23 года колонии строго режима, а подельника на 20 лет.. В том же 2009 году у Малофеева был найден ВИЧ в четвертой стадии, гепатит С и туберкулез.

В 2013 году умирающий уголовник дал вышеописанные ключевые показания по делу, по которому, впрочем, тоже был осужден на 24,5 года. Но в его случае можно получить хоть два пожизненных — из тюрьмы он не успеет выйти даже из-за своих предыдущих злодеяний.

Адвокаты Карпюка и Клыха решили проверить, мог ли Малофеев оговорить их подзащитных. На суде были зачитаны показания его отчима, который заявил, что его сын никогда не был в Чечне и все время войны находился в украинских тюрьмах. Несмотря на это, сам Малофеев заявлял, что воевал в Чечне в январе и феврале 1997 года, когда «по всей республике шли бои». Как известно, Первая чеченская война была закончена после подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 года.

Не дожидаясь окончательного приговора, Новиков уже заявил, что будет подавать апелляцию в Верховный суд России. По его словам, защита собирается упирать на истечение срока давности многих статей, по которым обвиняются Карпюк и Клых. Так же адвокаты надеются, что украинцев получится вернуть на родину в соответствии с той же Конвенцией о передаче заключенных, по которой домой собирается Савченко.

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру