В полдень на Украине объявили минуту молчания в память о жертвах «геноцида крымскотатарского народа» — так там называют депортацию. Акцию поддержали все радиостанции и телеканалы страны. В честь трагической даты в Киеве и других областных центрах провели митинги, которые, правда, не набрали и нескольких сотен человек.
При этом украинские власти всюду подчеркивали, что в «геноциде» виновата Москва, которая спустя 72 года якобы не оставляет попыток истребить крымских татар. А лидеры запрещенного в РФ меджлиса даже старались поставить свою депортацию в один ряд с так называемым «голодомором» — украинским националистическим мифом об умышленном лишении украинцев еды с 1932 по 1933 год.
Не забыл добавить свои пять капель в поток антироссийской пропаганды и МИД Турции. «В годовщину депортации крымских татар мы осуждаем факт этнических чисток», — заявила страна, которая до сих пор не признает учиненного в 1915 году геноцида армян.
В критике российского режима члены меджлиса не стесняются опускаться до прямой лжи. В частности, лидер организации Рефат Чубаров заявил, что «оккупанты» запретили крымским татарам отмечать депортацию на своей исторической родине. На самом же деле в Крыму еще 15 мая подняли на вершину полуторакилометровкой горы Чатыр-Даг памятный камень весом в 100 килограммов, который символизирует, что все трудности крымских татар остались в прошлом. В саму же памятную дату крымчане вместе со своими политическими и духовными лидерами возложили цветы к вокзалу в Симферополе, откуда отправлялись теплушки с депортируемыми в 44‑м году. А возле железнодорожной станции Сирень, с которой 72 года назад были высланы тысячи людей из Бахчисарайского района и с Южного берега Крыма, открыли первую часть мемориала жертвам депортации.
Кроме того, во всех церквях, мечетях и синагогах полуострова молились о жертвах репрессий и том, чтобы ничего подобного больше никогда не было. Как сказал глава Крыма Сергей Аксенов, «мы разделяем скорбь с крымскотатарским народом». В подтверждение этого жители Крыма в этот день повязывали себе голубые ленточки как символ трагедии.
Почему украинские власти настойчиво игнорируют эти факты, вполне понятно: их главная цель любым способом доказать террористическую суть «российской оккупации». При этом они старательно пытаются забыть, что в бытность Крыма украинским его коренное население рассматривалось Киевом исключительно в качестве источника дестабилизации ситуации в регионе. А поведение членов меджлиса, которые ранее не были замечены в большой дружбе с украинскими властями, объясняется как грантами, которые они получают на свою работу, так и надеждой добиться создания крымскотатарской автономии, чтобы затем самим же ее возглавить. С такой просьбой Чубаров обратился к президенту Украины Петру Порошенко 18 мая, а тот в ответ заявил: «Сегодня я крымский татарин», — и пообещал создать национальную автономию... в Крыму, когда он вновь станет украинским.
Сами крымские татары, подавляющее большинство которых продолжает жить в Крыму, никого из этих господ, по сути, не интересуют. Иначе меджлис не оставил бы их без света и еды и тем более не настраивал бы россиян против своих соплеменников, действуя якобы от их имени и с нетерпением ожидая, когда в отношении крымских татар начнутся настоящие репрессии.