«Анти-Трамп» и ее карточный домик: сила и слабость Хиллари Клинтон

Эксперт: «Ее преимущество — это разнообразие электората, который ее поддерживает»

Если не случится ничего экстраординарного, то уже сейчас очевидно: в схватке за Белый дом предстоит сойтись республиканцу Дональду Трампу и демократке Хиллари Клинтон. Учитывая трамповскую экстравагантность и нелюбовь к нему республиканского истеблишмента, есть вероятность того, что следующим президентом Соединенных Штатов может стать женщина. Каковы сильные и слабые стороны госпожи Клинтон — в этом попытался разобраться «МК».

Эксперт: «Ее преимущество — это разнообразие электората, который ее поддерживает»
Хиллари Клинтон

* * *

— Вы знаете... — замялась Клинтон, когда ее спросили в феврале, готовы ли Соединенные Штаты к президенту-женщине. — Я в самом деле не знаю...

Знают социологи: теоретически Америка совсем не против того, чтобы главой государства стала представительница прекрасной половины человечества. Обнародованные в начале весны результаты проведенного CNN/ORC исследования общественного мнения показали, что 80% американцев чувствуют, что США готовы к тому, чтобы женщину избрали президентом (за последнее десятилетие число людей, придерживающихся такой точки зрения, увеличилось на 20 процентов). И кстати, среди опрошенных демократов 90% согласны с тем, что Соединенные Штаты готовы к женщине-президенту, у республиканцев таких поменьше (68%).

По большому счету, традиции выдвижения женщин на пост президента США уже много лет. Другое дело, что все это были кандидатки от «третьих партий», которые не имеют шансов привести своего представителя в Белый дом. Первой в 1872 году стала суфражистка и сторонница идей «свободной любви» Виктория Вудхулл, представлявшая Партию равных прав. Потом было еще несколько случаев, когда дамы выдвигали свои кандидатуры на должность главы государства. Можно вспомнить, к примеру, первую афроамериканку, рискнувшую сделать это, — коммунистку Шерлин Митчелл (1968 г.). На прошлых выборах, состоявшихся в 2012 году, как минимум три женщины заявили о выдвижении своих кандидатур. Но все это были попытки, призванные скорее «продемонстрировать флаг», нежели добиться хоть какого-то результата.

Но вот у Хиллари Клинтон шансы попасть в Белый дом есть, и немалые. Отбросить на обочину своего главного пока конкурента по Демократической партии сенатора Берни Сандерса — это вопрос техники. А репутация «анфан террибль», которую заработал республиканец Дональд Трамп, может сослужить добрую службу госпоже Клинтон, когда выборы выйдут на финишную прямую.

* * *

Действие четвертого сезона культового американского телесериала «Карточный домик» (кто не смотрел — рекомендуем к просмотру, ибо фильм не просто интересен, но и многое рассказывает о природе власти и борьбы за эту самую власть) разворачивается весной 2016 года. На экране, как и в реальной жизни, идут президентские праймериз. И главный персонаж сериала, президент Соединенных Штатов Фрэнк Андервуд, борется за право выдвинуть свою кандидатуру от Демократической партии. И не только преуспевает в этом, но даже ухитряется протолкнуть кандидатом в вице-президенты США свою жену Клэр.

Семейственностью в Белом доме уже никого не удивишь — после того как президентами побывали республиканцы Буш-отец и Буш-сын. Теперь (в реальности, а не в «Карточном домике») туда собирается попасть жена 42-го президента Билла Клинтона — Хиллари.

И хотя исполнительница роли Клэр Андервуд Робин Райт утверждает, что ее героиня не имеет в качестве прообраза Хиллари Клинтон, при желании можно найти немало черт сходства между главным женским персонажем из House of Cards и реальным демократическим кандидатом.

Между Клэр Андервуд, которую в «Карточном домике» сыграла Робин Райт, и Хиллари Клинтон есть кое-что общее.

Тем более что создатель оригинальной (британской) версии «Карточного домика» лорд Доббс так и заявил, что главный женский персонаж сериала ближе всего к Хиллари Клинтон.

— Хиллари — это полноценная политическая фигура, она за кулисами, но теперь все больше на передней сцене, — заявил Доббс изданию BuzzFeed. — В ней намного больше характера Клэр, чем, например, у Чери (супруга британского экс-премьера Тони Блэра. — «МК»), которая, насколько я знаю, не стала активно заниматься политикой как таковой... Я очарован Хиллари, конечно, потому что она идет с таким большим багажом. Этот багаж — ее сила, но и ее уязвимость. Мы просто должны подождать и посмотреть, где лежит здесь баланс. Хотя это странно, что та система, которая была выведена из отказа от монархии, произвела Бушей, Кеннеди, Клинтонов, Рузвельтов...»

Итак, что у них общего — у Клэр и Хиллари? Прежде всего, это положение первой леди. Обе — сторонницы Демократической партии. Известный опыт в сфере дипломатии (Клэр Андервуд побывала послом США при ООН, а Хиллари Клинтон возглавляла госдепартамент). Долгая супружеская жизнь с мужьями-политиками (Клинтоны женаты более сорока лет, Андервуды — около тридцати). Готовность поддержать мужа в политических баталиях — кто знает, чего стоило Хиллари сохранить брак с Биллом после истории в «оральном кабинете» с Моникой Левински.

И, к слову, если верить конспирологическим версиям, то агрессия Запада против Югославии была «шумовой завесой», призванной сгладить скандал с сексуальными похождениями Клинтона. Точно так же, как в конце 4-го сезона «Карточного домика» оказавшийся под угрозой разоблачения коррумпированный президент Андервуд при активном содействии своей жены сознательно жертвует жизнью американского заложника, чтобы объявить тотальную войну джихадистам.

Совпадают и инициалы двух женщин — HC (Hillary Clinton) и CH (Claire Hale — девичья фамилия героини сериала). Даже в финансовом отношении есть общее: доходы Хиллари Клинтон значительно выше, чем ее мужа. А техасская наследница миллионов Клэр Хэйл вышла за выглядевшего на ее фоне бедняком Фрэнка Андервуда...

Спору нет — расхождений между Клэр и Хиллари больше, чем совпадений. Все-таки кино есть кино, а жизнь — это жизнь.

Между 68-летней Клинтон и Андервуд (точнее, исполнительницей ее роли 50-летней Робин Райт) почти двадцать лет разницы в возрасте. У них абсолютно разный бэкграунд. У Клинтон гораздо богаче опыт работы на выборных должностях и в государственных структурах. В «Карточном домике» жена идет вторым номером за мужем. Правда, номинация на пост вице-президента теоретически может довести ее до поста №1 в Белом доме. Так что даже в этом две женщины схожи. Хотя вряд ли госпожа Клинтон столь же макиавеллиевски беспринципна, как и миссис Андервуд, а ее муж Билл явно не сталкивал журналисток под поезд метро.

Но если четвертый сезон «Карточного домика» заканчивается так, что неясно, сумеет ли чета Андервудов прорваться к победе на выборах-2016 в Белый дом, то в реальном мире перспективы участия Хиллари Клинтон в финале президентской гонки более определенны — ибо сенатору Сандерсу помочь может только чудо. Хотя остаются размытыми виды на то, сумеет ли она обойти своего республиканского соперника.

* * *

— Самая слабая сторона Хиллари Клинтон — это ее позиция в американском истеблишменте, — считает старший научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория ЖУРАВЛЕВА. — Трамп — это отражение волны против статус-кво, то есть волны за перемены. И его победы демонстрируют именно это, тогда как Хиллари — то, против чего борются люди, голосующие за Трампа. Это ее самая слабая позиция, за это ее будет бить Трамп. Если они выйдут один на один, он будет показывать ее как лицо действующей власти, которую нужно изменить. Еще ее слабость в том, что она женщина, поэтому она не особо популярна у мужского электората. Трамп уже сейчас начал работать над тем, чтобы забрать голоса мужчин-избирателей. Он идет на это, потому что у него мало шансов с женским электоратом. Может сложиться картина: мужчина против женщины и, соответственно, мужчины-избиратели против женщин-избирателей. У Хиллари не очень сильная позиция в таком противостоянии. Однако первая причина ее слабости, и самая значительная, — то, что она ассоциируется с действующей властью.

— Ее политическое прошлое, опыт госсекретаря может отразиться на голосовании?

— Как раз Клинтон любят за «госсекретарство». В этот период у нее был высокий рейтинг. Это, конечно, касается в первую очередь демократического электората. Но и среди республиканцев до событий в Ливии она как госсекретарь была очень популярна, потому что придерживалась достаточно жесткой линии, близкой к республиканцам. В этом смысле госсекретарство для нее скорее плюс. Тем более что она удачно отбивается от всех нападок, показывает себя очень сильной, выступает жестким лидером. Это дает ей популярность среди республиканцев, которые не хотят голосовать за Трампа.

— В чем ее преимущества?

— Ее преимущество — это разнообразие электората, который ее поддерживает. Это так называемый Rising American electorate, который состоит из афроамериканцев, латиноамериканцев и женщин. Сейчас он составляет движущую силу, и на 70–80 процентов он поддерживает Хиллари. Здесь у нее позиции гораздо сильнее, чем у Трампа. Второе: с одной стороны, ее слабость в том, что она — статус-кво, а с другой стороны — для демократического электората она анти-Трамп, и это ее сила. Она — олицетворение стабильности для тех, кто боится, что выиграет Трамп. В этом ее сила.

— В чем преимущество ее политической программы?

— В случае с Хиллари сказать сложно, потому что это политический хамелеон. Она старается вбирать в себя все требования электората, появляющиеся в ходе кампании. В частности, был леволиберальный крен в пику Берни Сандерсу. Она вроде бы всегда была центристским кандидатом, а сейчас она явно сместилась влево. Как будет выглядеть ее окончательная программа к выходу на национальный этап, я думаю, нужно еще будет посмотреть. Если все-таки она выиграет конкуренцию с Сандерсом, станет кандидатом, то она станет возвращаться чуть-чуть к центризму, потому что ей нужно будет завоевывать не только демократов, но и республиканцев. Поэтому риторика станет менее леворадикальной. Понятно, что в ее программе останется социалка и проблема женщин. Она в принципе будет продолжением Обамы — в социальной и международной повестках. Хиллари даже не особо пытается от него дистанцироваться, несмотря на его слабую популярность. Она себя скорее позиционирует как продолжение того же вектора.

— В чем ее принципиальное отличие от Сандерса?

— Она более принципиальна в вопросе по оружию. Клинтон сразу сказала, что поддерживает все обамовские начинания. А Сандерс более умеренно относится к этому вопросу. Он чуть более левый, у него есть рефрен социальной справедливости и обращение к молодежи. Сандерс — это работа на молодежь. Это его основной электорат. В меньшей степени его поддерживают меньшинства — афроамериканцы, латиноамериканцы и женщины. Это обамовский блок, который Хиллари удалось подтянуть под себя. Сейчас это основная электоральная сила, поэтому Сандерс и отстает. Хотя он достаточно популярен — настолько, что его стоит принимать во внимание. Последние победы показывают, что он не теряет оборотов и может побеждать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27109 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: «Анти-Трамп» и ее карточный домик

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру