16 лет тому назад создатели «Симпсонов», видимо, не могли себе представить более «завирального» кандидата на эту должность, чем экстравагантный и хвастливый миллиардер.
Но вот в мае 2016 года словосочетание «президент США Дональд Трамп» уже не выглядит глупой шуткой. Владелец казино сокрушил всех своих соперников в борьбе за право стать кандидатом в президенты США от Республиканской партии. После выбывания из предвыборной гонки Теда Круза таких соперников в стане Республиканской партии у Трампа просто не осталось. Де-факто он уже стал кандидатом в лидеры Америки от одной из двух политических партий страны.
Итак, создатели «Симпсонов» оказались невольными пророками? По моему глубокому убеждению, все-таки нет. Мне кажется, что победа Трампа над другими республиканскими претендентами лишь во вторую очередь является его личной победой. В первую очередь это победа самого влиятельного демократического кандидата в президенты Хиллари Клинтон.
Теперь шансы бывшего госсекретаря США и супруги ельцинского «друга Билла» заполучить американское президентство в ноябре этого года резко увеличились. В глазах значительной части американского общества Дональд Трамп остается неизбираемым шутом. Следовательно, победа кандидата, который, несмотря на все свои недостатки, все-таки считается серьезным и основательным политиком — Хиллари Клинтон, — становится почти неизбежной.
Нечто подобное в современной американской истории уже бывало — и не один, а целых два раза. Во время предвыборной гонки 1964 года основным претендентом на должность президента США от Республиканской партии считался член знаменитой династии богачей губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер. Но за год до описываемых событий губернатор развелся и снова женился на разведенке с четырьмя детьми. Поборники «семейных ценностей» в стане Республиканской партии отнеслись к этому поступку кандидата с нескрываемым неодобрением. А когда накануне важного предвыборного мероприятия новая жена Нельсона Рокфеллера родила ему ребенка, его судьба как кандидата в силу странных особенностей американского общественного мнения была решена.
Неожиданно для партийного руководства вперед вырвалась темная лошадка — сенатор Барри Голдуотер. Голдуотер придерживался настолько правых взглядов, что все остальные политики казались на его фоне практически агентами Кремля. Например, Голдуотер призывал относиться к ядерному оружию как к любому другому. Он предлагал нанести тактический ядерный удар по Вьетнаму. Кроме того, известность получила реплика республиканского кандидата: «А давайте-ка долбанем ядерным оружием по мужской уборной Кремля». Да-да, вы не ошиблись, Путин был не первым, кому пришла идея замочить кого-то в сортире.
Но мы отвлеклись от темы. Сумев стать кандидатом от своей партии, Гарри Голдуотер потерпел сокрушительное поражение в ноябре 1964 года. Восемь лет спустя очень похожая история — только с противоположным знаком — случилась уже с Демократической партией. Кандидатом демократической партийной элиты на выборах 1972 года был сенатор Эд Маски. Маски уверенно шел к победе на внутрипартийных выборах. Но тут некая малоизвестная и маловлиятельная провинциальная газета написала оскорбительную статью про его жену. Мол, миссис Маски постоянно употребляет алкоголь в промышленных масштабах и грязно ругается матом!
Насмерть обиженный, сенатор сразу же примчался к зданию редакции и устроил перед ним митинг. И надо же такому случиться: как только он начал свою гневную и эмоциональную речь в защиту супруги, началась снежная буря. О том, что произошло дальше, мнения расходятся.
Сам Маски уверял, что на его лицо падали снежинки, которые присутствующие журналисты приняли за слезы. Но вот репортеры клялись: защищая свою любимую женщину, сенатор Маски рыдал. Избиратели сочли, что человек, не умеющий справляться со своими эмоциями, не может быть президентом США.
Верхушка Демократической партии внезапно осталась без своего кандидата в президенты. И к цели и здесь прорвалась темная лошадка — обладатель по американским меркам крайних левых взглядов сенатор Джордж Макговерн. Например, Макговерн считал, что Америка должна немедленно вывести свои войска из Вьетнама и отдать, таким образом, контроль над этой страной коммунистам. Взамен он хотел всего лишь освобождения американских военнопленных. Для широких масс американского населения такие взгляды были абсолютно неприемлемыми. И на всеобщих американских президентских выборах в ноябре 1972 года триумфальную победу одержал кандидат от Республиканской партии действующий президент Ричард Никсон.
Внутрипартийный триумф Дональда Трампа дает демократическому кандидату Хиллари Клинтон все шансы завоевать в этом ноябре главный приз американской политики. Победа Хиллари над своим внутрипартийным соперником, Берни Сандерсом, — это вопрос времени. А этой осенью «предвыборная арифметика» будет простой.
Да, Хиллари в Америке активно не любят. Но Трампа боятся. Считают непредсказуемым позером, который может ввергнуть страну в пучину страшных бед. Столкнувшись с фактическим отсутствием выборов, американские избиратели, скорее всего, проголосуют за «меньшее зло» в лице Хиллари Клинтон.
Что это означает для России? Я убежден, что ничего хорошего. Ныне действующий лидер США Барак Обама относится к нашей стране — как, впрочем, и ко всему остальному — с равнодушием. А вот у Хиллари Клинтон Россия вызывает действительно сильные эмоции — главным образом негативного плана.
Как шепчутся в московских дипломатических кругах, Хиллари затаила личную женскую обиду и на Владимира Путина, и на Сергея Лаврова. Подробности этой обиды неизвестны, но в период пребывания Хиллари Клинтон на посту госсекретаря США ее отношения с нашими лидерами явно не сложились.
Впрочем, еще до своего прихода в госдепартамент в 2009 году Хиллари Клинтон относилась к РФ с подчеркнутым отсутствием теплоты. Теперь обладательница таких взглядов почти наверняка станет хозяйкой Белого дома. И сказать спасибо за это стоит в первую очередь Дональду Трампу и тем из республиканских избирателей, кто его поддержал. Но не будем говорить «гоп», пока Хиллари не перепрыгнула. Еще несколько месяцев назад превращение экстравагантного Дональда Трампа в официального кандидата в президенты от Республиканской партии тоже казалось чем-то безумно фантастическим. Чем черт не шутит — вдруг в те несколько месяцев, которые остались до ноябрьских американских президентских выборов, мы столкнемся с новым удивительным сюрпризом?