Владимир Соловьев, телерадиоведущий, писатель, журналист:
«Всем понятно, что этот ход - часть сделки между Европой и Турцией, которая призвана решить сложнейшую проблему с мигрантами. О ней уже давно и вежливо говорит все мировое сообщество, но даже рядовые европейцы понимают, что подобные меры могут только усугубить положение.
Впрочем, нам известно, что порой самые парадоксальные решения в политике оказывались самыми верными. Поэтому пусть продолжают. Если переговоры ведутся на таком уровне, наверняка существуют какие-то тонкости, которые нашему пониманию недоступны. Мы видим не всю картину. Я считаю, на Россию эта "сделка века" влияния не окажет. Мы уже давно смотрим на Европу с удивлением. А она с удивлением смотрит на нас. Так мы и глядим друг на друга уже давно, оставаясь как бы по разные стороны баррикад. Понятно одно: Эрдоган не только заказывает музыку, но и танцует Европу».
Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета:
«Эта новость не является неожиданностью, поскольку есть договоренность между Евросоюзом и Турцией, связанная с решением проблемы беженцев. Начались переговоры еще в 2015 году, и сейчас процесс продолжается. В соответствии с заявленными изначально позициями этот вопрос должен был быть решен положительно для граждан Турции. Лично я скептически отношусь к данному решению, поскольку, честно говоря, не очень верю в то, что договоренность будет в полной мере реализована - прежде всего со стороны Турецкой республики... Проблема беженцев стала достаточно мощным ресурсом в руках турецкого правительства. Практически речь идет о том, что Турция на протяжении всего периода миграционного кризиса умело шантажирует Европу проблемой беженцев, и ясна неспособность Евросоюза своими силами решить данную проблему.
Поэтому очевидно, что мы должны ждать дальнейших шагов со стороны Турции. Будут громче звучать требования к Евросоюзу по поводу финансирования турецких мероприятий в отношении беженцев. К Евросоюзу станут предъявлять и требования, связанные со внутренней политики Турции и реакцией на нее со стороны европейских СМИ, которая зачастую является весьма критической.
В связи с этим думаю, что договоренность между Турцией и ЕС, возможно, в будущем претерпит существенные изменения. Дело может дойти до кризиса, поскольку Турция будет выдвигать все новые и новые требования. Во-вторых, очевидно, что для граждан Евросоюза безвизовый режим является своеобразным вызовом, в силу того что ЕС на протяжении десятков лет негативно относился к возможной интеграции в свой состав Турецкой республики.
Можно ожидать роста позиций евроскептиков. Иными словами, данное решение может по принципу домино иметь целый ряд негативных последствий. Косвенным образом, это может повлиять, например, на выход Британии из Евросоюза.
Усиление позиций Турции в диалоге с Евросоюзом может привести к тому, что Турция начнет использовать свое выросший авторитет на Ближнем Востоке в сирийском кризисе. Сейчас Турция основная страна, которая препятствует процессу мирного урегулирования в Сирии, и позиция Евросоюза по этому поводу является неопределенной.
- Вам не кажется, что в этой договоренности содержится скрытая угроза именно для Евросоюза?
- Турция сегодня не является полностью благополучной страной. Мы знаем, что значительная часть тех мигрантов, которые оказались на территории Европы, получала поддельные сирийские паспорта на территории Турции. Турецкие контрабандисты являются основным звеном по транзиту беженцев на территорию Европы. И турецкое правительство либо не может, либо не хочет контролировать и пресекать подобного рода действия. С учетом того, что границы Турции легко проницаемы со стороны стран Ближнего Востока, разные слои турецкого общества имеют связь с исламскими боевиками. Все это создает достаточно широкую возможность для дестабилизации ситуации в Европе - раз, проникновения в Европу новых групп исламских террористов - два, для усиления позиций неконтролируемых европейскими государствами нелегальных групп населения - три, для роста возможных нелегальных группировок к Европе – четыре. Турция по сути может стать большим коридором, через который террористические группировки могут хлынуть мощным потоком в Европу.
Эрдоган - сильный политик, но непредсказуемый и склонный к авантюрам. Поставив целью с одной стороны, по сути возрождения Османской империи и с другой стороны - усиления позиций исламизма в Турции, онпытается играть на разных полях. До поры до времени ему удавалось делать все это достаточно умело, но очевидно, что ставка на силу, активное участие в военных конфликтах в сочетании с диктатом и жесточайшим пресечением любых оппозиционных действий внутри страны, рано или поздно приведут к тому, что Эрдоган перестанет быть сильным политиком.
Растет вероятность того, что Турцию при Эрдогане настигнет сильнейший экономический кризис, из которого придется выкарабкиваться с большим трудом. Чем больше Эрдоган будет сталкивать интересы разных стран, чем больше он будет шантажировать Европу, тем больше вероятность того, что он попадет в патовую ситуацию и вызовет негативную реакцию со стороны ключевых мировых игроков.
Я могу привести в качестве примера отношения с Россией. Кстати и отношения с США у Турции в настоящий момент зашли в тупик».