– Никакого провала, никакой паузы в переговорах нет, о чем заявил и Стаффан де Мистура. – отметил в беседе с «МК» г-н Джамиль. – Группе «Эр-Рияд» придется пересмотреть свою позицию, если ее члены не хотят остаться за бортом политического процесса.
– Судя по поведению членов делегации ВКП, складывается впечатление, будто бы они не слишком заинтересованы в политическом урегулировании...
– У них есть иллюзия, – возможно, не они в этом виноваты, а их спонсоры, – будто бы они главная и единственная сила, от которой зависят все решения. Но они забывают, что резолюция 2254 Совбеза ООН предполагает участие в переговорах всего спектра оппозиции, это не «Женева-2». Поэтому если ВКП самоустранится из процесса, останутся и другие группы, готовые вести переговоры. У спонсоров же группы «Эр-Рияд», подозреваю, нет намерений создать условия для успеха. Хотя на словах они и выступают за политическое урегулирование, на деле они слишком долго настаивали на военном, силовом решении, и сейчас еще тешат себя иллюзиями, что подобный подход жизнеспособен. Но он бесперспективен. И главный вопрос, при разговоре о ВКП, это зависимость его от Саудовской Аравии, Турции. Сами же члены делегации ничего не решают.
– А возможно ли формирование единой делегации от всех оппозиционных групп?
– Да, это возможно и необходимо. Чтобы достичь договоренностей с режимом, надо вести прямые переговоры с одной делегацией. Сейчас уже ясно, кто есть кто в оппозиции, кто согласен с политическим урегулированием. И ООН при непосредственном участии России и США может сформировать полноценную делегацию из главных представителей отдельных групп.
– У вас есть договоренности с другими группами?
Нет. Эр-Риядская группа поражена болезнью «руководящей партии» – той же, что и сирийский режим.
– Как бы Вы оценили перспективы нынешнего раунда переговоров?
– Сейчас де Мистура продолжает зондировать различные мнения, чтобы сформулировать единый подход относительно переходного периода. Если он сможет выработать общий документ, это станет настоящей, серьезной основой для переговоров в следующем раунде. Он запланирован на май и должен стать финалом.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
«Решение большей части делегации ВКП покинуть Женеву действительно перевело переговорный процесс в подвешенное состояние, но это было ожидаемо, – считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис ДОЛГОВ. – Нельзя сказать, что это финал, что переговоры потерпели полный крах, – думаю, они все же продолжатся. Но ожидать от этого раунда каких-то прорывов, реального успеха, не стоит по ряду причин. Во-первых, дело в разобщенности самой оппозиции, в которой мы видим и ВКП, и делегацию «Москва-Каир», и группу Хмеймим (внутренняя сирийская оппозиция – «МК»)... 21 апреля представитель сирийских курдов (до сих пор не приглашенных в Женеву - «МК») выступил с тезисом о том, что представители всех национальностей Сирии имеют право участвовать в переговорах. Понятно, что чем больше участников переговорного процесса, тем сложнее придти к компромиссу.
Во-вторых, если говорить конкретно, то у двух блоков государств – и, соответственно, двух частей оппозиции, представленной на переговорах, – различные цели. Есть группа стран во главе с Россией – это и сама Сирия, и Ирак, и Иран, – которая желает стабилизации ситуации в регионе и решения сирийского кризиса дипломатическим путем, сохранения сирийского государства и государственных институтов. Вторая группа — страны, поддерживающие оппозицию, в том числе, вооруженную, – Саудовская Аравия, Катар, Турция, США. У этого блока цель – убрать режим Башара Асада любыми путями. И подобные цели двух названных блоков несовместимы. Поэтому ожидать результатов от переговоров, где сталкиваются столь разные точки зрения на будущее Сирии, нереально.
Что же касается перспектив формирования единой делегации от сирийской оппозиции, то в этом вопросе я настроен пессимистично. На данный момент, с учетом всех фактором, это недостижимо».