«Это очередной дипломатический жест, демонстрирующий, что Саудовская Аравия недовольна политикой администрации Обамы, – отметил эксперт в беседе с «МК». – Королевство претендует на ведущую роль в Ближневосточном регионе, и главный противник в этом смысле — Иран. Поэтому основная причина недовольства саудовцев в том, что администрация Обамы, – при посредничестве других стран, через механизмы ООН, – пошла на заключение с Тегераном так называемой «ядерной сделки» и отмену санкций. И сейчас Иран уже начал процесс выхода на мировой нефтяной рынок, разморожены многомиллиардные иранские счета в США... И Саудовская Аравия выражает таким образом свое неудовольствие этими процессами».
В то же время, уверен Сергей Самуйлов, визит самого Обамы в аравийское королевство – а он ведь мог послать вместо себя, например, госсекретаря Джона Керри, – означает, что, по крайней мере нынешняя администрация США не заинтересована в дальнейшем охлаждении отношений. Невыгодно это и Саудовской Аравии.
«Саудовцы очень сильно зависят от Вашингтона и понимают это. У них все вооружение — американское, – напомнил эксперт. – Причем США, в отличие, например, от России, поставляют оружие по своим очень жестким законам, не разрешая на месте производить отдельные запчасти, а обязывая закупать их. Поэтому в этом смысле Саудовская Аравия жестко привязана к США и на серьезное обострение отношений вряд ли пойдет. Конечно, в политике немало людей, мыслящих иррационально, и все возможно, но с точки зрения здравого смысла обострения быть не должно».
Если верить официальному сообщению на сайте Белого дома, тема Ирана также была затронута в ходе беседы двух лидеров: речь шла о «вызовах, возникающих в результате провокационных действий Ирана в регионе», однако неясно, шла речь об активности на нефтяном рынке, или о других шагах Тегерана.
МЕЖДУ ТЕМ
В январе прошлого года Барак Обама и его супруга Мишель посещали Саудовскую Аравию в связи с кончиной короля Абдаллы. Тогда приезд американского лидера также вызвал неоднозначную реакцию, но внимание было приковано к «первой леди Америки», которая, по мнению многих, повела себя возмутительно, появившись перед саудовскими чиновниками с непокрытой головой.