Выражаясь словами президента Путина, уши его администрации отовсюду здесь просто «торчат и даже не краснеют».
Справороссы во главе с Сергеем Мироновым хотели лишать депутатов полномочий по предложению фракции за систематическое неисполнение своих обязанностей. В конце января 2016 года Комитет по конституционному законодательству дал на их законопроект отрицательное заключение. Потом неожиданно передумал и рекомендовал принять документ в первом чтении, что и случилось 18 марта. Но дело застопорилось: законопроект, как можно было судить по разговорам с депутатами, заморозили.
А 18 апреля столь же неожиданно разморозили, объявив о дополнительном заседании Комитета по конституционному законодательству рано утром 19 апреля! Спешка объяснялась непонятным стремлением во что бы то ни стало принять законопроект в целом до конца этой недели.
Текст его после первого чтения переписали полностью. Автором принятых поправок значится Алексей Диденко (ЛДПР). Из них следует, что полномочия депутата Госдумы могут быть прекращены досрочно «по инициативе фракции, в которой он состоит» или «по инициативе комитета, членом которого он является» — в случае «неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей», прописанных в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы». Фракция или комитет инициируют лишение мандата, думская Комиссия по этике изучает вопрос и дает рекомендации, а решение оформляется голосованием в зале пленарных заседаний.
В Законе «О статусе…» говорится, что депутат обязан работать в регионе, «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан» не реже раза в два месяца и проводить встречи с избирателями не реже раза в полгода. А еще он обязан принимать личное участие в пленарных заседаниях, заседаниях комитета или комиссии, членом которой является.
«Если один за другого голосует по доверенности — это является исполнением обязанностей или нет?» — спросил на заседании комитета Дмитрий Гудков («СР»). В статье Закона «О статусе…», нарушение которой впредь будет чревато потерей мандата, говорится: при наличии уважительной причины депутат вправе не приходить в зал заседаний или на заседание комитета лично, оставив доверенность на распоряжение своим голосом коллегам…
Г-н Диденко заявил, что «речь идет именно о личном присутствии, за 30 дней хотя бы несколько заседаний депутат обязан посетить сам». «Работа по доверенности не исключена, несомненно», — подтвердил худшие опасения г-на Гудкова глава комитета Владимир Плигин («ЕР»).
«А если депутат отвечает на запросы избирателей, но в округе не появляется, кто будет решать, исполняет он свои обязанности или нет?» — продолжал пытать г-н Гудков. Г-н Плигин сказал, что решать будет фракция. (Скрывающийся за границей от уголовного преследования Илья Пономарев, которого называют первым кандидатом на вылет из Госдумы после вступления нового закона в силу, уверяет, что продолжает общаться с избирателями посредством Интернета.)
«То, что предлагается, — натуральный законотворческий маразм! Лучше не позориться, сохранить лицо до выборов, а уж новый парламент пусть протаскивает этот законопроект, если надо», — высказал свое мнение Борис Кашин (КПРФ).
«Не кажется ли вам, что законопроектом дается право партии большинства уничтожить оппозицию?» — спросил Сергей Иванов (ЛДПР), напомнив, что и почти все комитеты в Госдуме контролирует «ЕР». Г-н Плигин заверил, что «трехзвенная система оценки любой ситуации» и наличие в ней Комиссии по этике «гарантирует от ошибок». А г-н Диденко заявил, что в Комиссии по этике у «ЕР» большинства нет и «важно сохранить такой баланс не только в этом созыве».
Большинство у «ЕР» сейчас в 22 из 30 думских комитетов. А принцип формирования Комиссии по этике при желании можно изменить при смене депутатского корпуса…
«Смысл законопроекта в том, что не надо длительно прогуливать, а работа в регионе предполагает появление в регионе», — резюмировал Вячеслав Лысаков («ЕР»). Но г-н Гудков с ним не согласился: «не для борьбы с прогулами принимается закон, раз доверенности остаются, его цель — избавиться от неугодных!»
Новые правила могут заработать уже в мае. Так что и Илья Пономарев, и скрывающийся от следствия за рубежом справоросс Алексей Митрофанов имеют все шансы в конце июня — начале июля потерять звание депутата на пару оставшихся до выборов месяцев.