Понять Рашкина можно. Он человек амбициозный и достаточно продвинутый, чтобы понимать: без поддержки талантливых и раскрученных в сетях блогеров в Госдуму нового созыва можно и не пробиться. А если этого не понимает Зюганов, то решение нужно принимать за его спиной.
Вообще-то с Интернетом у компартии до последнего времени было все в порядке. Но после раскола в рядах коммунистов все самые продвинутые интернетчики, да и вообще большинство молодых активистов, ушли из КПРФ в партию «Коммунисты России» Максима Сурайкина. И если пожилой избиратель КПРФ Зюганову не изменит, то молодого Сурайкин через соцсети может увести к себе. Рашкин решил не ждать, когда это произойдет, и привлек себе в помощь тяжелую артиллерию в лице Навального со товарищи.
И Навального с Яшиным, если они действительно примкнут к КПРФ, понять тоже можно. Председатель ПАРНАС Михаил Касьянов фактически разрушил созданную вокруг этой партии «демократическую коалицию» и сорвал праймериз этой коалиции. И куда теперь оппозиционерам податься? А почему бы не к Рашкину, вместе с которым они бродили в хорошие времена по Болотной площади и Проспекту Сахарова?
Ведущим этих странных дебатов планируется назначить пострадавшего за журналистскую деятельность Олега Кашина, хотя он пока еще не объявлял о своем согласии принять участие в фарсе.
Дебаты «Штаба революции», по замыслу МГК КПРФ, должны затмить праймериз «Единой России». Это, кстати, будет не сложно. Потому что первые проходят буквально в текущие дни, а революционеры устроят свою полемику уже после их окончания — не раньше мая. И если талантливые блогеры подключатся к процессу, начнут пиарить себя, «Штаб революции» и до кучи еще КПРФ, то нет ничего невозможного — большой резонанс возможен. Вопрос лишь в том, даст ли он электоральный эффект.
Коммунисты традиционно хвастаются тем, что их электоральная база — не менее 20%. Может быть, так оно и было десятилетие назад. Но еще пять лет назад выборы в Госдуму показали, что число сторонников КПРФ скудеет. А на последних региональных выборах зюгановцы почитали за счастье простое преодоление проходного барьера, взять который удавалось не всегда.
И особой головной болью для них стали столичные города. Рассерженных горожан много. Но голосовать за возвращение в СССР они не хотят. Иное дело, если Рашкину удастся создать блок с прогрессивными белоленточниками.
Но удастся ли? Препятствий несколько. Главное — в том, что скажет на эту тему Зюганов, когда узнает о предприятии Рашкина. Геннадий Андреевич занимает скромную, но заметную нишу, которую ему отвел Кремль: водить большевиков по пустыне 40 лет, не приводя ни к какой цели. Ассоциация с более буйными и активными молодыми оппозиционерами может вызвать раздражение и испуг у Администрации Президента. А зачем это Зюганову нужно?
Второе препятствие в том, что белоленточные оппозиционеры и сами могут побрезговать союзом с «красными». Навальный о своем участии в «Штабе революции» пока ничего не сказал. А с учетом того, что он и сам «подвешен» на условном сроке заключения, может так ничего и не сказать, пока не получит санкцию на такое согласие.
Илья Яшин сказал «МК», что, несмотря на разногласия с Касьяновым и срыв праймериз демократической коалиции, из ПАРНАСа он никуда не уходит, а остается вторым лицом в партии, которую будет пытаться спасти.
Дмитрий Гудков вообще узнал о том, что Рашкин вписал его в праймериз МГК КПРФ, от корреспондента «МК» и очень удивился:
— Я в принципе готов всегда участвовать в любых дебатах. Могу подебатировать и с кандидатами в депутаты от КПРФ, даже на их площадке. Но выдвигаться в депутаты от коммунистов я не буду. Я готов с ними спорить, поскольку у нас есть идеологические разногласия, но вовсе не встраиваться в их избирательную кампанию. Я пойду в депутаты Госдумы от партии «Яблоко».
Задача проекта Рашкина — доказать молодежи, что коммунисты это не кучка недовольных Путиным престарелых людей, а сила, которая имеет конкретный план действий и готова к диалогу и блоку со всеми оппозиционными политическими лидерами. И Навальный в пасьянсе этих активистов — козырная карта. Тем более что он уже не раз помогал Рашкину. Скажем, когда МГК КПРФ фактически украл его антикоррупционный сайт 20.navalny.com и деликатно переименовал его в 20.kprf.ru, Алексей ничего не сказал. Он неоднократно оказывал информационную поддержку Рашкину, раскручивая в Сети его выступление на телевидении.
Но и Рашкин в долгу не оставался. Это он помог Навальному добрать голоса, необходимые для прохождения муниципального фильтра перед выборами мэра Москы, на которых Навальный занял второе место. Но перед единым «Штабом революции» Рашкина—Навального стоит и еще одна преграда: принципиальная разница между «красными» и белоленточными «оранжевыми» революционерами. О ней довольно образно сказал «МК» генсек партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин:
— Я, конечно, сочувствую нашим друзьям из КПРФ и даже испытываю некоторое чувство вины за то, что все талантливые программисты и интернетчики перешли от них в нашу партию. Я понимаю, что КПРФ вынуждена гнаться за современными, продвинутыми людьми, поддерживающими оппозиционные идеи. Но мне кажется, что «оранжевые» не помогут Рашкину, а только оттолкнут от него избирателя. Скандалисты могут поднять читаемость публикаций о КПРФ, но по части голосов на избирательных участках — только сократят их. Все читают о грязных скандалах, но никто не голосует за их участников. А тем более нужно понимать, что коммунисты — это в первую очередь патриоты, государственники. Наши друзья из братской компартии Зюганова придумали очень интересное название — «Штаб революции». Но революция бывает разной. Я хочу напомнить нашим соратникам, что революция революции рознь. Может быть революция, которую мы, все коммунисты, одобряем. Это социалистическая революция, которая привела к созданию самого справедливого и передового государства в мире, а есть украинская «оранжевая» революция, сделанная за западные деньги, которая привела к возрождению фашизма на территории этой страны. «Оранжевые» силы — не за Россию, они хотят не процветания, а катастрофы в России, и сотрудничество с ними в лучшем случае приведет к падению популярности КПРФ, а в худшем — к приходу фашизма, гражданской войне и к смертям наших граждан. Надеюсь, партия Зюганова не допустит этого преступления против своего народа и коммунистической идеи. А те странные альянсы с «оранжевыми», работающими за госдеповские деньги, которые мы уже наблюдали, только опозорили КПРФ. Странные переговоры между московским обкомом КПРФ и Навальным уже подорвали доверие не только к нашей братской компартии со стороны патриотов, но даже и к самому Навальному со стороны антипатриотического электората. Я надеюсь, что враги нашей страны даже и сами не пойдут ни на какие союзы с коммунистами Зюганова. Зюгановцы являются конкурентами нашей партии «Коммунисты России», но я не хотел бы для них такого позора, как союз с предателями.